Жесткие слаломные лыжи едут быстрее

Жесткие слаломные лыжи едут быстрее, конечно если справляешься с ними. Это не аксиома, да и вообще довольно спорное утверждение. Но наблюдение тенденции последних четырех лет позволяет сделать такой вывод. Если что, речь идет не о кубке мира, а о любительском слаломе 🙂

Жесткие лыжи могут быть разными: «дубовыми», «пуляющими», «жесткими, но эластичными». Мягкие лыжи, пожалуй, больше похожи друг на друга. Да и более дружественные, легче входят в поворот, и выходят из поворота без «выкрутасов». Время прохождения трассы довольно часто определяется парой поворотов из пары десятков (слаломная трасса в Москве). Дружественная лыжа как правило позволяет лучше пройти ключевые повороты. Но жесткая лыжа тоже может быть дружественной. Нужно только пренебречь «фисовским» ограничением 165 см (для мужчин), если не справляешься с такой длиной.

Методичное наблюдение за увеличением жесткости слаломных лыж класса «клубный цех» началось с заметки Atomic Redster FIS SL 15/16, стали жёстче. Меня это касалось непосредственно, поскольку до этого катался на Атомиках которые были существенно мягче (напомню, что на цеховых Атомиках жесткость лыжи наносится на фабрике фломастером на «топшит» лыжи).

До этого наблюдения тоже были, но не методичные. Так примерно лет за 10 до этого тоже катался на цеховых Атомиках и был ими очень доволен. Но когда пришла пора менять лыжи, оказалось, что Атомики стали жесткими и дубовыми. Настолько, что коллеги по клубу, массово соскочили с брэнда. Еще через пару лет Атомик резко вернул мягкость в клубный цех, а еще через несколько лет я снова вернулся к классному мягкому Атомику. Поэтому то, что Атомики опять стали жестче, меня озадачило. Но все оказалось не так страшно, жестче они стали ненамного, и, главное, остались «эластичными».




Так получилось, что с этих Атомиков пришлось «соскочить» на Огасаки 2015 года, которые примерно такие же по жесткости как Атомики (которые «стали жестче»). Подробнее здесь: Слаломные лыжи Ogasaka Triun SL. Далее методично следил за жесткостью слаломок от Огасака.

Ogasaka Triun SL 2015, 2016, 2017
Сверху вниз. Ogasaka Triun SL 2015, 2016, 2017

Огасака 2016 года по жесткости была примерно такая же как 2015 года, а Огасака 2017 года стала существенно жестче, причем с изменением концепции прогиба. Прогибы измерял при помощи подвешивания грузов, анализировал и форму и величину. Ogasaka Triun SL 2015 2016 2017 прогиб лыж под нагрузкой 30 кгПодробное сравнение Атомиков и 3 модельных лет Огасака здесь: Соответствие бокового выреза прогибу лыжи. Часть 2.

Огасака следующего, 2018-года стала еще более жесткой и опять-таки с изменением концепции прогиба, да и бокового выреза.

オガサカ Ogasaka Triun SL 17/18
Ogasaka Triun SL 2018

То есть, тенденция четкая. Ждал модель следующего (2019) года, думал может вернут мягкость назад, но нет. Концепция лыж осталась такой же, то есть производитель считает, что теперь слаломные лыжи должны быть жесткими.Ogasaka Triun SL 17/18 deflection жесткость и прогиб




Про слаломные лыжи «клубный цех» других производителей у меня нет аналогичных измеренных данных. Но субъективно, те лыжи, которые удавалось попробовать тоже стали жестче. Интересно отметить «расщепление» клубного цеха у Атомиков на «просто цех» и «кубковый цех». На снегу «просто цех» по ощущениям примерно такой же как был у меня (модель 2016 года), а «кубковый» стал жестче и стабильнее. Но это, еще раз подчеркну, субъективно.

В общем, обратной дороги нет, поэтому пришлось поискать плюсы у жестких лыж. Пожалуй, главное преимущество — стабильность. Это было сразу заметно при тестировании в свободных спусках. Про тестирование лыж Огасака на сайте есть серия заметок. Стабильность и «рельсовость» жестких лыж даже на «расколбасе» отмечалась почти всеми. В слаломной трассе такая стабильность тоже нужна.

Вот например, как ведут себя мягкие по сегодняшним меркам лыжи — Огасака 2015 года. Анимация GIF сделана на основе кусочка видеосъемки от Полины Нечаевой (спасибо!). Нужно обратить внимание на то, как «хлюпают» лыжи. Говорить о резаном ведении дуги честно говоря не приходится, поскольку сцепления канта по всей рабочей длине нет и в помине 🙂

Вадим Никитин горные лыжи

Очевидно, что такое «хлюпание» лыж приводит к дополнительному торможению. Поэтому увеличение жесткости лыжи должно дать прибавку к скорости прохождения трассы.




Теперь о минусах жестких лыж. Я имею в виду все-таки не «дубовые» лыжи, которые совсем не поворачивают, а жесткие лыжи, которые «жесткие, но эластичные».

Ogasaka Truin SL 2019
Ogasaka Triun SL 2019

В свободном спуске на таких кататься просто наслаждение, они режут склон как утюги, даже если состояние склона сложное типа чередования льда и мягкого снега.

На трассе при моем уровне техники на жестких лыжах могут быть серьезные проблемы. Ogasaka Triun SL 2017С «мужскими» слаломками от Огасака длиной 165 см 2017 (желтые) модельного года в трассе еще справлялся, передвинув крепления на 1 см вперед от метки. А с еще более жесткими 2018 (зеленые) и 2019 (серые) уже нет. オガサカ Ogasaka Triun SL 17/18По внутренним ощущениям при закантовке просто не дотягивался боковым вырезом до снега. Поэтому сразу приходилось «скоблиться». Это конечно проблема не лыж. Как разбирал в заметке Загрузка лыжи в фазе поворота «точно вниз» при хорошей вертикальной работе вполне можно прогнуть жесткую лыжу. Коллега Василий Зейфас с собственным весом гораздо меньше чем у меня, гнул на слаломной трассе серую (2019 модельный год) Огасаку 165 см в сосиску. В то же время, коллеги с весом существенно бОльшим, чем у меня тоже не испытывали проблем. Надо добавить еще, что на наших небольших холмах мы все-таки катаемся на меньших скоростях чем на слаломе в горах, поэтому прогибать лыжи сложнее.




Второй минус жестких лыж связан с резаным, но некарвинговым поворотом. Поворотом, который был основным на классических лыжах, а в карвинговых как бы «стоит на подхвате». В классических лыжах после закантовки нужно было резко загрузить носки. На носках лыжи шире, поэтому в момент закантовки сцепление со склоном преимущественно в носках. При подаче корпуса (или коленей) вперед закантованная лыжа упиралась в носки, сгибалась и ложилась на склон всем кантом с носовой частью согнутой в дугу. И резко поворачивала. Затем нужно было прокатить лыжу, чтобы задняя часть тоже согнулась в дугу, но это уже не обязательно. Такой поворот на современных лыжах становится основным при выходе из вертикальных фигур (шпилька и змейка). Вертикальные фигуры проходятся в более высокой стоке (потому что траектория почти без заворотов), а выход может быть довольно закрытым. Подать корпус вниз, как в обычном повороте можно не успеть. Поэтому самое надежное — загрузить носки и отработать как на классических лыжах. Мягкая лыжа в такой ситуации имеет существенное преимущество.




В общем, преимущества и недостатки мягких и жестких слаломок довольно сложно переплетены 🙂  Но для мужиков есть красивое решение. Слаломные лыжи делают в ростовках: 155 см (для женщин), 165 см (для мужчин) и 160 см (на всякий случай). Поэтому если мужчина не справляется с жесткими лыжами 165 см он может попробовать 160 см или 155 см.

В конце прошлого сезона у меня была возможность попробовать жесткие слаломные лыжи длиной 155 см, подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 18/19. Общая жесткость у них такая же как у моих «мягких» лыж длиной 165 см. То есть, ощущаются на трассе точно так же, нет проблем «дотянуться» кантом до снега или как упоминал выше, правильно выйти из вертикальной фигуры. Но в трассе она остается конечно жесткой лыжей, носок «не хлюпает». В этом сезоне хронометраж показал, что эти лыжи едут заметно быстрее более мягких, но более длинных лыж. Вот проезд на соревнованиях на лыжах Ogasaka Triun SL (2019) 155 см.


Таким образом, если лыжник прогибает «жесткие, но эластичные» слаломные лыжи, то они конечно дадут возможность пройти трассу быстрее при том же уровне техники, чем на более мягких лыжах. За счет того, что меньше будут паразитные сгибания-разгибания лыж. Помимо этого появляется возможность более плотной траектории, поскольку носок лыжи меньше «хлюпает» и поэтому риск схватить вешку меньше. Кроме этого увеличивается сцепление со снегом за счет того, что лыжа более стабильно прижата к склону.

А если лыжник не прогибает «жесткие, но эластичные» лыжи, значит просто нужно взять лыжи покороче! Напомню, что речь идет о любительском спорте, не сильно обремененным требованиями FIS. Да и слаломные трассы в Москве ставятся на склонах, которые лучше не сравнивать с теми, на которых проводятся настоящие горнолыжные соревнования 🙂





Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *