Вторая половина дуги (начиная с положения «лыжи-едут-вниз» и заканчивая «лыжи-едут-поперек») не вызывает сложностей при любом уровне техники. Дело в том, что равнодействующая сил хорошо прижимает лыжи к склону, поэтому все происходит под полным контролем. Из положения «лыжи-вниз» можно выйти двумя способами: вырезать круглый поворот или поставить лыжи поперек движения на канты и выйти боковым соскальзыванием. Интересен конечно круглый поворот, боковое соскальзывание это «запасной парашют», если что-то пойдет не так. Тем не менее, круглый поворот может быть пологим или крутым. И дело даже не столько в технике, а в «зависании» в положении «лыжи-вниз».
Сначала немного о первой половине поворота
В нескольких заметках (три года) разбирался с первой половиной поворота. На рисунке это обозначено между двумя красными стрелками. На всякий случай вот ссылки:
Давление на лыжу в первой половине поворота. Здесь рассмотрено изменение эффективного уклона склона и показано, что в первой половине поворота лыжник как бы прыгает с трамплина поэтому загрузить лыжи непросто, и резаная дуга бывает далеко не всегда. Тем более, если есть привычка к перенаправлению лыж разгрузкой (это было нормой на «классических» горных лыжах до 2000 года).
Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Поймать дугу. Здесь рассмотрен практический совет, как поймать давление на лыжу. Нужно «не дергаясь» загрузить верхнюю лыжу и дать возможность ей самой перекантоваться и завернуть.
Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу. Здесь показано, как можно быстро загружать верхнюю лыжу при помощи «дерганья» лыжи назад. Подразумевается, что резаная первая половина дуги уже освоена.
Использование центробежной силы при входе в поворот. Здесь разобрана дозагрузка внешней лыжи после перекантовки. То есть, сразу после того, как верхняя лыжа стала внешней в повороте.
Начало второй половины поворота
Итак, подошли к началу второй половины поворота. Лыжи едут точно вниз по склону, набирается скорость, наконец-то «само» увеличивается давление на лыжи. Конечно если в первой половине поворота все было нормально. Если что-то пошло не так, то фаза «лыжи-вниз» проскакивается по воздуху (или на разгруженных лыжах), при приземлении лыжи ставятся поперек склона для «тупого» торможения. К сожалению, этот «запасной парашют» раскрывается чаще чем нужно. Можно например, просто потерять дугу, потому что лыжник не может сделать поворот нужной крутизны. А иногда лыжи просто становятся поперек, даже не успеваешь сообразить как это происходит.
Вернусь к фазе: лыжи едут точно вниз. К сожалению, есть еще несколько факторов, влияющих на то, как лыжи поедут дальше, таких как крутизна склона, загрузка внешней лыжи, центробежная сила.
Крутизна склона
Есть большая разница, крутой склон (для конкретного лыжника) или нет. Потому что, когда лыжи едут точно вниз, то контроля скорости нет. Если скорость наберется выше «ограничительного максимума» (подробнее здесь: Слалом, обучение взрослых, раздел: «Прожженная» максимальная скорость»), то лыжи сразу станут притормаживать, независимо от воли лыжника 🙂 Лыжи идут в дрифт, и все что происходит дальше к теме заметки не относится.
Загрузка внешней лыжи
Если не притормаживать, то выйти из фазы «лыжи едут вниз» можно только резаным поворотом, то есть на кантах. Это не очень сложно, поскольку приходит давление на лыжи. Это в первой фазе поворота были проблемы с загрузкой лыж. А во второй фазе «маятник качается в другую сторону» и загрузка начинает «возвращаться». Нужно распорядиться этой загрузкой. Если ехать на двух лыжах, то загрузка каждой лыжи будет в два раза меньше, чем если балансировать только на внешней лыже. Поэтому поворот на двух лыжах будет не такой крутой как на одной лыже и можно «зависнуть» в фазе неконтролируемого набора скорости. Далее все зависит от крутизны склона, если склон пологий и крутой поворот делать не нужно, то вполне можно ехать на двух лыжах. Но владеть техникой загрузки одной лыжи все равно нужно (подчеркну, что речь идет о положении «лыжи-вниз»). Загрузку внешней лыжи можно делать при помощи «тазобедренной ангуляции» (слом в пояснице) и используя центробежную силу. На деле оба фактора имеют место одновременно.
Использование центробежной силы
Допустим, что первая половина поворота была хорошая, круглая и поэтому в точке «лыжи-вниз» есть хорошая центробежная сила, загружающая внешнюю лыжу. Для этого нужно своевременно выдвинуть внешнюю лыжу вперед (а внутреннюю для сохранения баланса назад). Подробнее в заметке: Использование центробежной силы при входе в поворот.
Тем не менее, в точке «лыжи вниз» центробежную силу легко потерять. Если вдруг покажется, что вышел на вешку слишком «прямо», то есть лыжи могут зацепиться за вешку, инстинктивно «отпускаешь» лыжи, чтобы вставить в траекторию прямой участок. На прямом участке центробежная сила исчезает мгновенно, как следствие нарушается распределение загрузки между внутренней и внешней лыжей, а именно происходит завал на внутреннюю лыжу. Внешняя еще больше теряет нагрузку и разгибается. На этом круглый поворот заканчивается, по прямой проскакиваешь за вешку и ставишь лыжи поперек склона.
Укрощение второй половины дуги
Перехожу к основной теме заметки. Для чего нужно укорачивать (укрощать) вторую половину дуги? В принципе вообще не вредно владеть техникой резаного, но короткого поворота. Удлинить его при необходимости проблем нет. Но, главное, нужно убрать подробно разобранный выше участок неконтролируемого набора скорости. Если скорость нужно понизить (на слишком крутом склоне, например), то это правильнее сделать под контролем. То есть в запустить дрифт (боковое проскальзывание) в фазе косого спуска. А вторую половину поворота очень желательно пройти чисто, поскольку дрифт выносит с траектории вниз.
Как укоротить участок «лыжи вниз»?
Психологический фактор: просто заворачивай круче
По моим наблюдениям, как ни странно, существенную роль играет психологический фактор. Точка дуги, когда лыжи едут точно вниз воспринимается как «начало». Далее лыжи должны набрать скорость, после этого становится понятно, как они будут поворачивать, а только после этого намечается точка схода с движения вниз. То есть, вставляется зависание и прямой участок, что, как рассмотрено выше, крайне вредно 🙂 За этим стоит опасение, что если начнешь дергаться, то сразу сдернешь лыжи с положения «точно вниз», поставишь их поперек и все будет очень плохо.
Такая психология, как оказалось, довольно легко «подкручивается». Нужно просто существенно поднять вверх по склону точку схода с движения вниз. Когда это получится, можно убрать ощущение «начала». Для этого нужно убрать ощущение «лыжи вниз». То есть заканчивается первая половина дуги, если все нормально то верхняя лыжа уже придавлена к склону. В точке «лыжи вниз» верхняя лыжа становится внешней, но по сути ничего не меняется, она так же придавлена и режет дугу. Поэтому движения вниз нет. И зависать в нем не нужно. А точку схода с движения вниз нужно заменить точкой в которой нужно оказаться, когда лыжи уже едут поперек, то есть стремиться к точке, которая сбоку.
Центробежная и центростремительная силы
Второй фактор, который здОрово помогает сократить дугу, это центробежная сила. Если ввести в привычку не терять ее в положении «лыжи вниз», то открывается возможность использовать ее для поворота. На деле это происходит так. В первой половине дуги выдвигаешь внешнюю лыжу вперед, как описано в заметке Использование центробежной силы при входе в поворот. Лыжи идут по кругу, причем этот круг больше связан с тем, как ты выдвинул лыжу, чем с тем, как закантовал и какой у лыжи боковой вырез. Что-то типа поворота по рельсам, или раскручивания груза на веревке вокруг себя. Центробежная сила сопровождается центростремительной (уравновешивается). Но эта центростремительная сила не ощущается в первой половине поворота, поскольку она направлена примерно в ту же сторону, что и «сила тяги» — проекция силы тяжести. Зато когда лыжи едут точно вниз, центростремительная сила направлена точно вбок и это единственная сила в этом направлении. Поэтому если ее не потерять зависанием, то она спокойно тащит лыжи вбок, в крутой поворот. Как только это получилось в первый раз, «психология» сразу учитывает и это.
Как узнать, что вторая половина дуги укоротилась? В свободном спуске это довольно заметно. При той же линейной скорости центра масс и при том же горизонтальном «разводе» поворотов за спуск их умещается заметно больше. Причем при тех же усилиях и при тех же перегрузках.
Вадим Никитин
Следует разделить повороты, часть которых проходится в «равновесной» дуге, когда ЦМ движется по радиусу, меньшему, чем радиус по которому поворачивают лыжи и повороты, выполняемые в «неравновесном состоянии», когда радиус поворота ЦМ больше радиуса поворота лыж. Во втором случае давление на лыжи во второй части поворота уменьшается, а не растет