Горные лыжи конечно созданы для катания в горах. Не так уж и важно, по трассе или без трассы. Катание с небольших холмов (например, в Москве) в основном нацелено на обучение или оттачивание техники. После того как научился кататься так, что можешь гонять в горах, регулярное свободное катание в Москве вообще теряет смысл. Мотивировать может слаломная трасса. Когда у меня появилась возможность стать спортсменом-любителем и регулярно ходить по трассе, то тренировки в свободном катании в Москве закончились (за исключением катаний с семьей, конечно). Но в прошедшие три сезона появилась возможность без ущерба для тренировок по трассе выделить время на тренировки в свободном катании. Поэтому хочу сформулировать, что из свободного катания можно перенести в трассу и наоборот, что из специфики прохождения трассы лучше отрабатывать в свободном катании.
Вообще регулярность катания и по трассе и в свободном спуске определяется возможностями, как это ни банально звучит. У спортсмена-любителя горные лыжи в жизни не на первом месте. Да и амбициозные цели лучше не ставить 🙂 Много сезонов время которое удавалось выделить на горные лыжи в точности совпадало с возможностями тренировок по трассе. Поэтому прогресс, смена инвентаря, отработка техники происходили прямо в трассе. Конечно есть всякие упражнения подводящие к правильной технике, но когда стоит трасса, то отрабатывать в стороне какой-нибудь элемент поворота у меня не получается. Не хватает силы воли 🙂
Когда появилась возможность выделить для свободного катания дополнительные дни, то сначала заполнил их упражнениями. То есть, катание по трассе и без трассы как бы не пересекалось, отрабатывались совсем разные подходы. Но постепенно произошло «насыщение» упражнениями, а вместо этого стало приятно находить именно взаимосвязь.
Еще заметил, что есть несколько сильных горнолыжников-любителей, которые в основном тренируются в свободном катании. Такие у них возможности 🙂 Но при этом на соревнованиях выступают прилично. Наката по трассе в их жизни видимо достаточно, чтобы не терялось ощущение трассы. А в свободном катании вытворяют такие резкие резаные повороты, какие я, например, сделать не могу и еще долго не смогу 🙂
Различия
Остановлюсь на основных отличиях катания по трассе и на том же склоне, но без трассы. В общем-то это не бесспорные утверждения, это скорее мое видение на сейчас 🙂
- Скорость при катании по трассе заметно выше. Особенно это заметно на трассе слалома-гиганта.
Связано это скорее всего просто с психологией, по трассе едешь по предсказуемой траектории, без трассы едешь так, чтобы в случае чего можно было резко остановиться. Вот эти два тренда и определяют заметную разницу в скорости.
- На трассе поворачиваешь чаще и круче. Количество поворотов за спуск при свободном катании обычно получается меньше. Над этим конечно можно работать, но если не заострять внимание, то получается что в свободном спуске едешь более прямо и заворачиваешь реже.
- Без трассы можно гораздо чище писать дуги.
- Без трассы можно следовать «естественному» радиусу поворота, определяемому геометрией лыж, скоростью, крутизной, техникой. В трассе, честно говоря, обо всем этом лучше забыть 🙂
Главное отличие конечно в том, что по трассе нужно идти по заданной траектории, которую впрочем еще нужно строить «на лету». Причем траектория может быть такой заковыристой, что на имеющемся уровне техники чисто не пройдешь. Тогда придется в показывать всякие «чудеса» (и в хорошем, и в плохом смысле). В свободном спуске до такого себя не доводишь. (Подробнее об этих моментах здесь: Слалом, обучение взрослых, разделы: «Разница в траектории при свободном катании и в трассе», «Радиус поворота», и здесь: Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Траектория).
Основные выводы приведу в виде советов самому себе
- Надо стараться больше кататься без трассы. Звучит парадоксально, перечеркивает мой традиционный подход многих лет. Оптимальное соотношение, как мне сейчас кажется 2:1, то есть на две тренировки без трассы, одну по трассе. В этом сезоне в среднем так и получилось, но не равномерно. Сначала долго катались без трассы, потом соотношение было прямо противоположное, потом опять долго катались без трассы. Наверное было бы очень полезно делить каждую тренировку на катание без трассы и по трассе. Но пока это не реально, как уже упоминал, не хватает силы воли 🙂
- В свободном катании нужно постоянно отрабатывать резаный поворот (подробнее здесь: Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу). Но без иллюзий того, что удастся перенести его в трассу. В трассе в лучшем случае будет возможность использовать только кусочек такой резаной дуги, причем какой именно заранее не известно. Поэтому эти «кусочки» должны быть отработаны до автоматизма по принципу «играть пассаж с любой ноты».
- В свободном катании нужно стараться сократить дуги и выйти на перегрузки, сопоставимые с перегрузками в трассе. Это не так просто как кажется, поскольку опаснее, чем в трассе (бугры, неоднородность покрытия).
- Динамика движений в поворотах различна. В свободных спусках тяготеешь к равномерному давлению на лыжи, а в трассе к импульсной загрузке вплоть до прыжков. Поэтому нужно поддерживать середину. В свободных спусках стараться двигаться динамичнее, чем хочется, а в трассе плавнее.
- Установка смещения креплений должна быть как для катания по трассе (подробнее здесь: Смещение креплений вперед или назад). Может быть так, что в трассе повороты идут нормально, а в свободном катании лыжи становятся поперек вплоть до ощущения резкой остановки. Значит надо стараться в свободном спуске построить такую дугу, чтобы лыжи не становились поперек. Но не доводить до абсурда. Если все равно лыжи «закусывает», то сдвинуть крепления назад и поработать над изменением поворота в трассе. Но трасса первична для настройки положения креплений.
- В свободных спусках нужно отвыкать от «естественного» радиуса поворота, идти не просто круче, а по внутренним ощущениям гораздо круче. И резче. В основном это касается двух отрезков дуги. Первый — переброска ног из поворота в поворот, нужно это делать как можно быстрее. Второй — вход в поворот, то есть сразу после переброски ног. Нужно делать его как можно круче и без паузы.
- Стараться ехать быстрее в свободном спуске. Быстрее не просто вниз, а по дугам. Чтобы не было ощущения комфорта. Но не во вред чистоте дуги, конечно 🙂
- В трассе, наоборот не нужно ехать как в свободном спуске (пытаясь плавно выписывать дуги). И около вешки не засиживаться.
- В свободном спуске нужно стараться, чтобы по «внутренней системе координат» каждый поворот заканчивался поперек склона, даже если склон пологий. А лучше, чтобы лыжи даже заезжали вверх по склону, как описано в заметке «Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу«. Нужно отметить, что во «внешней системе координат» при этом поворотов поперек склона не будет, это хорошо заметно по следам. Если получится 45 градусов — хорошо 🙂
Вообще катание по трассе и без трассы нужно максимально связать в ощущениях.
Например, в свободном катании отрабатывается начало дуги. Как только появился результат, его нужно стараться перенести в трассу. Если не получается, значит нужно что-то скорректировать. Часто бывает так, что в движениях есть пробел, который при свободном катании можно проскочить за счет того, что есть место на дуге. В трассе такого места нет, поэтому в движении останется только то, что до пробела. И наоборот, после окончания тренировки по трассе нужно найти возможность сделать несколько спусков без трассы с примерно таким же рисунком поворотов. Довольно интересные ощущения иногда. Становится понятно, как нужно кататься в свободных спусках. Правда, быстро забывается 🙂
Конечно кроме связанных элементов в трассе и без трассы есть и специфические моменты. Например при катании без трассы мне очень нравится работать над резаными круглыми поворотами. Хотя это и не переносится в трассу. А в трассе работа над сопряжением траектории на несколько вешек вперед. В общем по отдельности специфики тоже хватает. Главное, был бы прогресс 🙂
Вадим Никитин