Советы по прохождению слаломной трассы. Сезон 2017

Советы по прохождению слаломной трассы. Сезон 2017

В этой заметке хочу привести несколько советов про прохождению слаломной трассы. Конечно есть более общие рассуждения, теория, упражнения. Но есть и конкретные советы, которые могут помочь сразу. Приведу те, которые реально помогли, или хотя бы «задали правильный вектор» куда стремиться. В этом сезоне (2017) таких конкретных советов получилось немного, всего три. Два получены не извне, а как советы самому себе :). Третий совет услышал от Александра Митякова.

Конечно такие советы очень субъективны. То, что «сработало» для меня нынешнего, не факт, что было бы донесено до меня же «прошлого» и тем более для «стороннего наблюдателя» 🙂

Приведу ссылки на заметки с более общей проработкой того, о чем пойдет речь.

Кирпичи фундамента горнолыжной техники — разделы про «слоёный пирог», т.е. постоянное вылезание наружу заложенных ранее вредных привычек, «резаный поворот» и «дрифт» как необходимые составляющие поворота в трассе.

Слалом, обучение взрослых — раздел про «проженную максимальную скорость», которая ограничивает применение техники.

Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Траектория — название говорит само за себя. По траектории можно только четко обрисовать только крайние случаи — слишком закрытая или слишком прямая. А наиболее подходящую наверное можно найти только в виде «советов».



Как видеть трассу на несколько ворот вперёд

Конечно нужно видеть трассу на несколько ворот вперед. Это бесспорный факт, но все равно скажу пару слов почему.

Во-первых, если смотреть только на ближайшие ворота, можно заблудиться в фигурах. Как трассу ни просматривай, а когда едешь все может быть совсем не так. Даже если не заблудишься,  можешь прозевать начало нужного движения.

Во-вторых, для того, чтобы строить дуги «на лету» дуги, дуга не должна заканчиваться у вешки, а сопрягаться как минимум со следующей дугой. Иначе все дуги будут «как в последний раз», а движение будет представлять собой небольшие вариации на тему «доехал до вешки, уф, приторможу, посмотрю куда ехать дальше» 🙂

В-третьих, все гораздо глубже. У психиатра Владимира Леви в его популярной литературе есть понятие «Действующий Образ События» (ДОС). Это мысленный образ события, которое пока не наступило.
Так все устроено, что построение ДОС заметно влияет на достижение события, как самого факта, так и скорости наступления события. Поэтому построение образа самого себя, едущего на несколько ворот впереди положительно влияет на себя настоящего, догоняющего образ.

Перехожу к совету. Вообще-то не знаю, на сколько ворот вперед я вижу трассу. Точно не меньше двух, причем в сканирующем режиме, то есть и траекторию до ближайшей вешки во всех деталях (особенно если канавы), и что ждет дальше. Но удалось узнать, как можно смотреть «основным» зрением вперед на несколько ворот. А те ворота, которые рядом, берутся на «автомате». Такая постановка задачи, собственно сразу и выдает рекомендацию.

Как видеть трассу на несколько ворот впередВ стартовой калитке до начала движения пройдите взглядом несколько ворот (например, я пробовал пять ворот) и зафиксируйте взгляд на (например) пятых воротах. Зафиксируйте эту зрительную дистанцию. Теперь стартуйте, не приближая взгляд, который видит теперь строго на 5 ворот вперед. Понять, получилось или нет, легко по финишным воротам. Если получилось, то начинается «непривычное» сокращение зрительной дистанции, потому что ворота впереди уже закончились, а ты еще едешь.

Честно говоря, результат мне пока не нравится. Траектория сразу становится явно слишком прямая, кажется, что далеко не самая быстрая. То есть, «сканирование», мне «нынешнему» все-таки нужно. На зато точно знаю, что могу смотреть ровно на 5 ворот вперед!

Запоминание трассы и мысленный проход перед стартомК этой теме примыкает заучивание и мысленный проход трассы (после просмотра). На трансляциях с Кубка Мира частенько показывают как спортсмены перед стартом мысленно проходят трассу, делая соответствующие движения руками и корпусом. Нужно ли это для слалома с холмов Москвы, когда всю трассу до финиша видно со старта? Наверное не вредно. Но с заучиванием у меня пока ничего не получилось, поскольку совсем не могу просчитать, с какой скоростью буду ехать. Вообще попытка «наизусть» мысленно пройти трассу приводит пока как бы к замедленному показу. Вряд ли полезно создавать такой замедленный «действующий образ события» 🙂



Построение траектории от рабочего участка дуги

Как уже упоминал (еще раз даю ссылку), траектория может быть слишком прямая или слишком закрытая. Но дело даже не в длине пути, а в том, насколько можно «выжать» дугу, насколько можно приложить силу в первой (ускоряющей) половине дуги и насколько сохранить траекторию во второй части. Основная сложность для меня в том, что не знаю как именно лыжи будут поворачивать, когда их задавливаешь. Это и приводит к двум крайним случаям, из которых неизвестно, что хуже.

То есть, либо слишком прямо вышел на вешку (ориентировка на надежный проход трассы), но тогда задавить лыжу можно только прямо около вешки, а основное давление получится после вешки, что приведет к торможению или сносу пяток.

Или наоборот можно следовать совету «не бояться отъехать от трассы», и потом вставить как бы кусок косого спуска до вешки, что тоже следует совету, полученному в прошлом сезоне от тренера. Но лыжи при этом тоже не задавливаются. Просто улетаешь в сторону от трассы, потом приземляешься и возвращаешься. Ничего общего с «укротить дугу» (подробнее здесь: Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу).

Интернет пишет, что все должно быть просто. Нужно вести резаный поворот на кантах и, меняя угол закантовки, корректировать траекторию. Это звучит для меня как «Волга впадает в Каспийское море» вроде все понятно, но толку никакого.

Перехожу к совету. Схватил его на «неделе гиганта». Мы тренировали московский гигант, расстояние между воротами 24 метра, развод небольшой, под лыжи R27 м, скорость набиралась приличная, вешки мелькали быстро. Крайние случаи, что хорошо, не работали. Если идешь слишком прямо, то на третьих воротах (из всего восьми) уже не вписываешься, уходишь в снос, скорость безвозвратно теряется. Трассу конечно проходишь, но хреново. Если наоборот слишком отъезжаешь от трассы, это приводит к слишком крутому повороту, который лыжи не выписывают в этих условиях. Опять-таки дуга теряется.

В конце концов была найдена оптимальная траектория, по которой лыжи по максимуму шли по дуге. И вот тут как раз и открылось, что можно и наоборот. Можно хорошо знать «любимую» дугу, по которой пойдут лыжи при привычном для тебя соотношении угла закантовки и давления на лыжу. Далее нужно просто-напросто строить траекторию так, чтобы эта дуга была рабочей, начиналась с захода на вешку и заканчивалась перед вешкой. Потом нужно удержаться, естественным (наконец-то) образом снимая давление, чтобы в начале следующей «любимой» дуги снова загрузить.

В слалом пока этот опыт не перенес, а следующей «недели гиганта» жду с нетерпением 🙂



Нырок вперед (на двойную вешку) на выходе из шпильки (или змейки)

Александр Митяков
Александр Митяков

Совет услышал от Александра Митякова. На выходе из шпильки нужно сделать нырок, на двойную вешку. По внутренним ощущениям получается чуть ли не бодание головой, но главное конечно резко загрузить носки лыж, с запасом. Тогда лыжи очень хорошо выходят из шпильки с крутым заворотом. Даже если выход из шпильки пологий (что сейчас бывает довольно редко), все равно не вредно иметь запас в верхнем заходе на следующую вешку. Выход из шпилькиНичего непонятного тут нет. В шпильке лыжи едут практически точно вниз, с минимальным разводом. Набирается скорость. На а выходе нужно завернуть без захода на двойную последнюю вешку фигуры. Нырок вперед быстро загружает переднюю половину лыжи за счет разгрузки задней половины. Если бы лыжа шла поперек, то это привело бы к срыву пяток, пошел бы поворот по воздуху вокруг носков. Но лыжа едет точно вниз, поэтому срыва пяток быть не может. А закантованный носок сгибается больше обычного и вывозит в поворот. Работает здОрово. Накатал за сезон до автоматизма. Александр, спасибо!



Повышение «прожжённой» максимальной скорости

Совета пока нет, но есть наблюдения. Вообще по другим замечал, что техника и время прохождения трассы это как количество и качество. Техника нарастает постепенно, а показатели на соревнованиях или «гонках-тренировках» относительно других особо не изменяются.
А потом вдруг наступает скачок на секунду-полторы на 20-сек трассе. Похоже, что количество переросло в качество. Но далее обладатель этого нового качества может ехать коряво и совсем уж не технично, а время все равно останется «новое» 🙂 Предел комфортной скорости на лыжахТо есть больше похоже, что он просто начал быстрее ехать, привык к тому, что вешки «мелькают» с такой частотой 🙂  Про себя пока, к сожалению сказать нечего, жду этот скачок сезона три…
В общем, как поднять барьер скорости, когда техника явно уже позволяет это сделать, не знаю. Но есть пара наблюдений.

Первое — в трассе барьер не повышается. Проверяется очень просто. Мы часто ходим трассу на время (подробнее здесь: Самостоятельные тренировки по слаломной трассе). Конечно, когда «стучит» секундомер, то идешь сначала на максимальной скорости, а в последующих проездах стараешься «прыгнуть выше головы». Так вот, на времени прохождения трассы это не сказывается 🙂

Второе наблюдение. Вне трассы те коллеги, которые существенно быстрее идут по трассе, тоже едут заметно быстрее. Значит, можно работать над увеличением скорости в свободном катании (подробнее про соотношение трассы и свободного катания здесь: Тренировки по слаломной трассе и свободное катание). Конечно не идет речь о спуске по прямой, скорость увеличивать нужно в дугах, а дуги как можно больше «закрывать». В общем, увеличивать нужно ускорения в первую очередь, а скорость как следствие 🙂
Тогда порог «проженной» максимальной скорости может и повысится. А может и нет, пока не знаю 🙂 Александр Митяков считает, что нужно просто смотреть дальше, но мне не помогло.





Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *