Смещение креплений вперед или назад

Смещение креплений вперед или назад

Смещение креплений вперед или назад, или другими словами выбор положения центра ботинка относительно соответствующей метки на лыже — довольно известная тема. Считается, что сдвиг ботинка вперед улучшает маневренность, сдвиг назад улучшает ведение дуги. Подразумевается, что одно за счет другого. Да и вообще обсуждать особо нечего. В диапазоне плюс минус сантиметр все компенсируется стойкой, а больше, чем на сантиметр двигать не нужно. Это соответствовало и моему опыту до этого сезона. Но в этом сезоне двигал крепления вперед, потом возвращал назад, потом снова вперед, и так много раз 🙂

Рекомендации производителей лыж

Исходное положение ботинка можно считать как совпадение метки середины на ботинке с меткой «boot center» на лыже. Вроде как тогда поведение лыжи должно соответствовать инженерной мысли создателей. К сожалению такой подход приводит к некоторым вопросам, общий ответ на которые можно сформулировать: «да не важно все это, главное не смещать ботинок назад».

Застал время, когда меток на ботинке и лыжах не было. В инструкции по установке креплений было указано, что нужно совместить носок ботинка и центр тяжести лыжи. Или сдвинуть вперед на сантиметр, если претендуешь на спорт. При таком подходе положение середины ботинка на лыже зависит от размера ботинка. В этом что-то есть. Замечал, что опытные лыжники с размером обуви меньше «стандартного» как правило больше сдвигают ботинок вперед.

Еще последние лет 10 смущало, что на слаломках с одинаковой длиной 165 см положение ботинка, в зависимости от производителя может отличаться сантиметра на три. Такая разница сразу бросается в глаза, например, когда едешь с коллегой на парном подъемнике типа «якорь».

Наверное лучше всего довериться производителю. Но в этом сезоне и это не получилось. В конце прошлого сезона перешел на лыжи Огасака модельного 2015 года. Ogasaka Triun SLЭто лыжи которые остались от тестов, поэтому на них установлены крепления Salomon, которые позволяют двигать крепления с шагом 2.5 мм! Совместил метки и так докатал сезон. А после сезона в процессе сравнения со следующим модельных годом (2016-м) выяснил, что метку середины ботинка производитель сдвинул вперед на 7 мм. Но при этом форма бокового выреза осталась прежней! Какому производителю довериться, 2015 года или тому же самому, но 2016-го?



Опыт коллег

Еще можно обратиться с старшим товарищам, посмотреть на их положение креплений и постараться примерить
на себя.  Спросил у коллег (таких нашлось три), у которых есть две пары слаломных Огасака, модельного года 2016 и более ранних. «Правильным» оказалось положение «+7 мм», причем найдено оно было независимо от лыж 2016 года. То есть, скорее всего производитель собрал мнение пользователей и сдвинул метку. Получается, что метка «не догма, а руководство к действию» 🙂

В общем, правило «сдвинул крепления вперед, лыжа стала более маневренной, сдвинул назад — лучше пишет дугу» конечно работает, но относительно чего сдвигать вперед или назад — не понятно.

Личный опыт. История

Это все в теории. На практике крепления с возможностью смещения  у меня появились на Атомиках 15 лет назад. Вадим Никитин горные лыжи Кировск 2002Конечно сразу попробовал подвигать и пришел к выводу, что влияние не значительно. После пары спусков что-то компенсируется в ощущениях и лыжа опять становится как было до сдвига. Поэтому установил примерно посередине, в соответствии с традициями коллег. Традиции, кстати выдают для слалома в Москве сдвигать на «щелчок» (7.5 мм) вперед. Кстати, постепенно Атомики запрятали метку на лыжах, точнее заменили ее неприметной точкой фломастером, то есть рекомендации от производителя о положении креплений можно считать, нет вообще.

Частое смещение креплений в этом сезоне

Активно двигать крепления пришлось в этом сезоне.  Лыжи Ogasaka Triun SL 16/17. Часть 4, тест на снегуПару месяцев носил на горку слаломки Огасака 2017 и давал желающим для вдумчивого тестирования (подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 16/17. Часть 4, тест на снегу). Крепления, помимо того, что регулировались под размер ботинка, давали возможность смещения вперед или назад с шагом 2.5 мм. Лыжи Ogasaka SL 2017 довольно жесткие и очень «рельсовые».


Наверное нужно напомнить, что понимаю под «рельсовостью». Это соответствие формы бокового выреза и свободного прогиба лыжи. Подробнее здесь: Соответствие бокового выреза прогибу лыжи. Рельсовая лыжа больше любит резать дугу, быстро восстанавливает ее после всяких неровностей. Есть и недостаток, такая лыжа неохотно выходит из резаной дуги. Поворот, особенно в слаломной трассе состоит не только из резаных участков. Может быть поэтому для клубного спорта «рельсовость»  поддерживается не всеми производителями.

Возможно именно из-за «рельсовости» у этих лыж острая зависимость от положения креплений. Сдвиг на 5 мм менял поведение лыжи кардинально, на 2.5 мм весьма заметно. Мнение — не только мое. В тестировании приняло участие примерно 40 человек, многие их которых катаются гораздо лучше меня.




Отметил несколько интересных выводов. Во-первых, положение креплений для свободного спуска и для слаломной трассы оказалось разным. Разница примерно на 1 см вперед для трассы. Во-вторых, положение креплений сильно зависит от привычки.

Евгений Стрижов горные лыжи
Евгений Стрижов

Например, на Близзардах крепления стоят сильно впереди, поэтому на Огасаках их ставили примерно так же, чтобы ощущения совпадали.

Евгений Стрижов, например, после двух дней тестирования остановился на положении вперед от рекомендуемого на 1.5 см.

Этот опыт мы с коллегами использовали и на своих лыжах. Значительную часть сезона прокатался на моих Ogasaka — 2015 на + 7 мм и еще + 10 мм от метки. А на тестовых (2017) — просто + 10 мм.

К тому же стало понятно, что положение креплений вряд ли можно считать выбранным раз и навсегда. От смещения сильно меняется ощущение дуги. Например при сильном сдвиге вперед лыжа «любит», когда «зависаешь» на носках. При этом она решительно поворачивает. В свободном спуске резко и поперек склона, а в трассе аккуратно выводит на следующую вешку с очень хорошими углами закантовки.

Накатываешь это ощущение, потом понимаешь, что теперь хочется больше задавить лыжу на прямом участке вниз по склону, но так, чтобы она не стала поперек раньше времени. Сдвигаешь крепления чуть назад от предыдущего положения. Действительно можешь задавить больше при движении вниз. Но предыдущая фаза при этом никуда не делась! Лыжа так же резво заворачивает. Просто мы как бы стали лучше понимать друг друга. Получается, что положение креплений зависит от текущего уровня техники, от изменяющихся привычек, от состояния покрытия, наверное от скорости и еще от нескольких факторов. В общем, не постоянно 🙂

Октябрь 2018. Интересно отметить, что в сезоне 2018 сдвинул крепления на своих лыжах на «минус 17 мм» от сезона 2017 с тем, чтобы ощущения перекантовки совпадали со слаломками Огасака 2018, 2019. То есть, вернулся на рекомендованное производителем положение ботинок, но не факт, что на этом остановлюсь (подробнее здесь: Как увеличить закантовку в начале поворота). 

На Ogasaka GS-M (Лыжи для московского слалома-гиганта) поставил крепления Атомик. В свободном катании ставил «на щелчок» (7.5 мм) вперед, иначе поначалу припадал на внутреннюю лыжу. На трассе, прикатавшись к лыжам, сдвинул обратно по метке. А потом по совету Алексея Ёлкина, еще на щелчок назад. Алексей на своих так и ездит, считает, что так быстрее. А я (пока) вернул на положение по метке, чтобы быть более уверенным в траектории.

Смещение креплений должно быть заложено в конструкцию!

Мне не понятно, почему из спортивных креплений возможность сдвига заложена только в Атомиках (Саломонах), да и то с довольно грубым шагом в 7.5 мм? Ведь между креплениями и лыжами находится платформа, которая берет на себя негативные последствия влияния неподвижности ботинка на гибкость лыжи.

«Салазки» под переднюю головку креплений Atomic VAR. Семь отверстий для фиксации различного положения головки

Поэтому дополнительный слой «салазок» на креплениях ничего не испортит. На тестовые Огасака на фабрике ставят крепления с возможностью независимого сдвига головки и пятки. Это — Саломон или Тиролия. До 2016 года ставили Salomon Z14 SPEED, теперь Саломон делает только Z12 SPEED (шкала до 12-и DIN, этого может не хватить для нормальной трассы). Шаг сдвига 2.5 мм. В этом Саломоне на мой вкус слишком много пластмассы, особенно в механизме регулируемого соединения носка и пятки.
Tyrolia (серия PRD) производят более прочное впечатление (там в этом месте металл), но их делают тоже только до 12 DIN. Правда, в варианте «Head» встречал в сети до 15-и. Шаг сдвига 5 мм.




Выводы

Подведу итоги, к которым пришел к этом сезоне благодаря организации тестирования «рельсовых» слаломных лыж.

  1. Крепления для любительского (и выше) спорта обязательно должны иметь возможность смещения вперед и назад. Лучше всего с небольшим шагом, 2.5 мм. Шаг 7.5 мм, как в единственных на сегодняшний день спортивных креплениях Atomic, довольно грубый. Вообще складывается впечатление, что производители креплений словно сговорились в остановке прогресса. Навскидку последние 20 лет не то что конструкция, а даже модели креплений не изменяются (разве что цвет, иногда форма). То есть крепления сейчас такие же как и были для классических лыж, до карвов.
  2. От положения креплений сильно зависит как лыжа будет поворачивать. В повороте в большей или меньшей степени имеется резаная часть, когда лыжи идут по дуге. Форма этой дуги определяется боковым вырезом и прогибом.
    Клотоида, дуга с переменным радиусом

    Думаю, что она близка к клотоиде, дуге с переменным радиусом «чем больше вперед, тем круче». Поэтому от точки приложения силы зависит как лыжа будет заворачивать.  Конечно можно считать, что все зависит от стойки, от того насколько колени подаешь вперед, накрыл ли «плечами» головки креплений, но в любом случае передача усилий на лыжи идет только через крепления. «Рельсовость» лыж просто проявляет проблему. Если лыжа не рельсовая, у нее все равно есть резаная часть в дуге и такая же зависимость от постановки креплений. Просто это не так заметно.

  3. Мнение, что в пределах 1 см установки креплений «туда-сюда» все можно скомпенсировать техникой катания, не современно. Требования к сохранению контакта со склоном в дуге увеличиваются на моих глазах с каждым сезоном, даже в нашем любительском спорте. Цифра «1 см» идет из «классики», от слаломных лыж длиной 2 метра с почти незаметным с современной точки зрения боковым вырезом. Сдвиг креплений на 1 см на такой лыже не сопоставим по последствиям с современной лыжей длиной 165 см и радикальным вырезом.
  4. Положение креплений не постоянно. Смещение креплений — одна из регулировок. Может быть не повседневная, но требуется довольно часто. Смещение зависит от текущих привычек, ощущения дуги, техники катания, крутизны склона, постановки трассы слалома, состояния покрытия и, пожалуй главное, от скорости. Думаю, что выезжая после Москвы в горы нужно сразу сдвигать крепления назад, хотя бы на 5 мм.
  5. Смещение креплений все-таки не волшебство. Может быть такое покрытие, трасса, условия, когда как не выставляй, а все равно будут проблемы. Поэтому, увы, иллюзий тут быть не должно. Главное — соответствие инвентаря, техники катания и трассы. Если этого нет, то и оптимальное положение креплений не поможет 🙁  Но это не значит, что его не нужно искать 🙂





Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *