В свободном спуске траектория для для меня не особо важна. Но конечно, стараюсь идти как можно круче. То есть выписывать круглые повороты, но с минимальным возможным радиусом. Это если стоит задача повышения уровня техники, а не просто покататься 🙂
В общем, можно исходить из того, что у каждого есть своя дуга минимального радиуса, которую он может вырезать «со скрежетом», определяющаяся лыжами, крутизной горки, жесткостью покрытия и техникой. Если попробовать завернуть круче, то лыжи уйдут в занос.
В заметке порассуждаю об опыте прошедшего (2018) сезона по переносу участка такой чистой дуги в слаломную трассу.
До этого (2018) сезона
Тему траектории при прохождении слаломной трассы рассматривал довольно долго, поэтому откровения вряд ли возможны. Начну с заметки: Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Траектория. В этой заметке обозначил крайние случаи, между которыми лежит оптимальная траектория.
Самый плохой из крайних случаев это слишком прямая траектория, когда лыжник «ломит» прямо на вешку и непосредственно около нее поворачивает. Отмечу сразу, что если сможешь повернуть, то ничего плохого в этом нет. Если кусок трассы открытый или техника позволяет владеть большими углами закантовки, то почему бы и нет? Плохо то, если по каким-то причинам не сможешь повернуть чисто.
Тогда остается поставить лыжи боком (после вешки!) и скоблиться пока не выйдешь на следующую вешку. В дрифте как таковом ничего плохого нет. Но не после вешки.
Слишком закрытая траектория — это когда выносит из коридора трассы. В общем-то тоже ничего хорошего. Более того, если сильно вынесло из коридора, то чтобы вернуться, нужно опять таки перестать выписывать дугу и тормозить дрифтом. Кстати, о дрифте в понимании заметок про горные лыжи здесь: Кирпичи фундамента горнолыжной техники.
В той заметке от 2016 года акцентирована важная (хоть и известная) мысль, сформулированная для меня тренером Борисом Прошляковым: «Непосредственно перед вешкой нужно вставить прямой участок поперек склона, а поворот должен быть сделан до этого участка». Это и есть ключ для построения траектории, правда для применения этого ключа пришлось слегка «смазать замок» 🙂
Рассуждения о траектории прохождения трассы «в общем» конечно не вредны, но мало что дают в конкретике, поскольку оптимальная траектория у каждого своя. Как уже сказал, она сильно зависит от того, какую дугу можешь вырезать. Это зависит в основном от рабочего угла закантовки, который можешь выдать. Подробнее здесь: Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота. Например, я могу «зависнуть» на значительной части дуги с углом закантовки 45 градусов.
Поэтому мне приходится исходить из того, что мой радиус карвингового поворота ненамного меньше радиуса бокового выреза лыжи. Точнее для слаломки с радиусом бокового выреза 12.5 м радиус поворота при закантовке 45 градусов составляет примерно 9 метров. Коллеги более высокого класса легко (или это только кажется, что легко?) выдают углы 60 градусов и больше, и это дает качественное уменьшения радиуса поворота (при 60 градусах 6 метров, при 70 градусах 4 метра).
В прошлом сезоне в «московском гиганте» схватил построение траектории «от обратного», то есть от того, какую дугу могу вырезать. Подробнее здесь: Советы по прохождению слаломной трассы. Сезон 2017, раздел «Построение траектории от рабочего участка дуги». В гиганте гораздо легче чем в слаломе предугадать, как поедут лыжи по дуге, поэтому можно чувствовать «любимую дугу» связки лыжи-лыжник. Далее задача приехать в это точку, а потом спокойно жать по этой дуге к вешке.
В этом (2018) сезоне
Итак, исходим из того, что у каждого лыжника есть своя дуга, которую он может вырезать (точнее, рассматриваем таких лыжников, которые могут вырезать дуги). Чем выше класс у лыжника, тем круче дуги он может вырезать (за счет большего угла закантовки, например). Допустим у лыжников разного класса, стоит одинаковая задача: подойти к вешке под углом 45 градусов к линии падении склона. В виде упражнения.
На рисунке представлены данные для трассы «Между вешками 6.5 лыж (10.7 м), развод 2 лыжи (3.3 м)». Условие — прорезать часть дуги, начиная с 4 метров до вешки так, чтобы пройти вешку под углом 45 градусов поперек склона. Три траектории соответствуют углам закантовки 60 градусов (радиус поворота 6.1 метр), 45 градусов (8.7 м) и 70 градусов (4.2 м). Рабочий участок траектории показан четко, а подводящие части окружности «затерты».
Нужно отметить, что о резаной дуге «от вешки до вешки» можно говорить для такого участка трассы только при углах закантовки более 60 градусов (это соответствует выводу заметки: Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота). При 60 градусов «затертая» траектория синего цвета на графике почти «достает» до предыдущей вешки, а зеленая (70 градусов) находится в «коридоре» трассы с запасом. При угле закантовки 45 градусов оказаться в начале рабочего участка можно только другими способами (дрифт, разгрузка-перецентровка и т.п.). Тем не менее, на выделенном рабочем участке дуги за 4-е метра до вешки при любых из представленных углов закантовки можно прорезать дугу. Нужно только оказаться в нужной точке и с уже поставленными на «правильный курс» лыжами. Далее можно смело давить в лыжу.
То есть, для выполнения такого упражнения «на бумаге» нужно делать так. Найти свою точку, от которой можешь прорезать дугу до вешки. Подойти к этой точке в зависимости от того какие углы закантовки можешь выдавать. А потом все (лыжники по трем траекториям на рисунке) одинаково давят и режут окончательно.
Это и есть поворот в трассе, построенный от «любимой дуги». Вопрос только в том, как найти эту точку от которой можно «бескомпромиссно» нажимать. К сожалению, к середине сезона, перепробовав много вариантов пришел к выводу, что никак. Точку эту в слаломной трассе не получалось найти даже при многократном прохождении одной и той же трассы. А уж в соревновательном режиме и подавно. То есть, в «московском» гиганте получалось найти на уровне ощущений, а в слаломе нет. Надо сказать, что наш «московский» гигант находится как бы между «настоящим» гигантом и слаломом. Подробнее здесь: «Лыжи для московского слалома-гиганта». Поэтому странно все-таки, что в слаломе не работает.
Напишу чуть, как именно не работает. Допустим лыжник может держать максимальный угол закантовки 45 градусов. Если он выйдет в «волшебную точку», то далее прорежет дугу до вешки. На рисунке эта траектория обозначена лиловым цветом.
Но, так как эта волшебная точка не известна, то можно ошибиться и зайти чуть внутрь. На рисунке такая траектория обозначена желтым пунктиром. Эта траектория ведет к непрохождению ворот, поэтому как только это станет понятно, давление на лыжу и закантовка будут уменьшены и траектория спрямится. Но для того, чтобы вернуться на траекторию после вешки нужно снова увеличить угол закантовки, причем еще больше, чем было на входе на участок. А на входе было на максимальных возможностях. Поэтому у этого лыжника лыжи пойдут в снос, причем после вешки. То есть поворот будет смазан.
Если же ошибиться в другую сторону и зайти «слишком наружу», то вешка будет пройдена правильно, но начнет выносить из коридора трассы. Вернуться без проскальзывания тоже не получится, поскольку угол закантовки и так был запредельный для имеющегося уровня техники. Поэтому опять таки лыжи будут поставлены боком в снос.
В общем, на деле получается, что построение траектории «от любимой дуги» приводит к заметному уменьшению углов закантовки по сравнению с теми, которые можешь выдавать в свободном спуске. Это, подчеркну еще раз, в слаломе, на типичной «нашей» (довольно закрытой) трассе. В московском гиганте или в более открытом слаломе, картина гораздо лучше. Хотя главная цель: дрифтить до вешки, точнее даже «не дрифтить после вешки» у меня таким образом была достигнута с самого начала сезона 2018.
Наконец, перехожу к хорошей новости. Просчитывать дугу в слаломе можно и даже довольно просто. Надо было только услышать ранее полученные знания. Например, совет от Бориса Прошлякова, процитированный выше. Или из советов самому себе от 2017 года: Тренировки по слаломной трассе и свободное катание, где было сформулировано: «В свободном спуске нужно стараться, чтобы по «внутренней системе координат» каждый поворот заканчивался поперек склона».
Дал себе жесткую установку: проезжать вплотную под каждой вешкой точно поперек склона. То есть не целиться под 45 градусов, а совсем поперек, начиная прямо с первой вешки (ну в крайнем случае со второй, если уж очень нужно растолкаться со старта). Причем, так как едешь поперек склона, то к вешке можно подъехать с хорошими углами закантовки и взять ее серединой щитка. В такой красивой позе, как обычно фотографируют лучших горнолыжников планеты.
Вот, например, Дэйв Райдинг (Dave Ryding). Прекрасная динамичная фотография. Но если подъехать в вешке поперек склона, то на достаточно крутом склоне в такой позе можно и остановиться.
Почему гораздо проще строить траекторию с окончанием строго поперек вешки? Во-первых, не нужно целиться в предполагаемую неизвестную идеальную точку. Во-вторых, потому что на подходе к вешке не нужно сопрягать дугу со следующими поворотами (как ни кощунственно это звучит 🙂 ). Действительно, происходит разделение в построении траектории «на лету». На вешке заканчивается предыдущий поворот, а после вешки, после этого горизонтального участка поперек склона можно просчитывать дальше, но так, чтобы около следующей вешки опять оказаться поперек склона. И на лыжи хорошо нажимать и кантовать, когда поперек едешь, они не будут рыскать. И дрифт если есть, то остается строго до вешки. В общем сплошные плюсы за исключением того, что едешь поперек вместо того, чтобы как все нормальные горнолыжники ехать вниз 🙂
Во всяком случае, решил покатать так какое-то время, чтобы отвыкнуть от вредной привычки ломить на вешку с соскребанием после вешки, где и так уже все разбито. Но понравилось! «Возвращаться» к старому не хотелось. Сложные участки трасс стали проходиться легко и непринужденно.
В этом сезоне мы много снимали друг друга на видео. Больше всех снимала Полина Нечаева, пользуясь случаем благодарю еще раз 🙂
Полина придумала снимать других во время подъема вверх, поскольку с этого подъемника хорошо просматривается склон. Поэтому не нужно было специально тратить свои спуски на съемки. Снимала Полина почти на каждом подъеме, в общем, видео было много, гораздо больше чем в прошлом сезоне.
Когда посмотрел на видео как выглядят спуски с ощущением «у вешки еду точно поперек склона» оказалось, что никакого «поперек» нет. Шок! Ощущение «поперек» это как оказалось мощный обман системы координат, которая едет вместе со мной на лыжах. Максимальный угол поперек склона оказался как раз рассмотренный выше 45 градусов. А если чуть «отпустился» при подходе к вешке, то и вообще выглядит как прямая траектория.
Подозревал это и раньше, но не думал, что до такой степени. Так что, такое построение траектории могу рекомендовать не только себе. Чем и занимался в сезоне 🙂 Работает и у других 🙂 Что интересно, этот прием совсем не зависит от уровня техники лыжника. Доступно каждому!
В гиганте (по крайней мере в московском), тоже можно строить траекторию таким образом, чтобы «поднырнуть» под ворота поперек склона, но есть специфика. Дело в том, что в гиганте перегрузки заметно больше, чем слаломе, поэтому такой выход поперек «любой ценой» может привести к излишнему дрифту перед воротами. Но в гиганте и места больше и времени для принятия решения. Поэтому можно заходить покруче, а если понимаешь, что лыжи-лыжник не справляются с перегрузкой, то чуть отпуститься и «опустить» траекторию.
Вадим Никитин