Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу

Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу

Сезон 2016-17 оказался довольно долгим для Москвы, более 4-х месяцев. Соотношение тренировок без трассы (упражнения) и по трассе составило 2:1. Первая задача на сезон была сформулирована как «укротить дугу!», или более точно, но не так ярко: «укоротить дугу». Случайно нашел пару неочевидных приемов, которыми хочу поделиться.

Наука горные лыжи тренировка Переделкино Лев Иванов
24 янв 2017, тренировка в Переделкино, Лев Иванов устанавливает «омегу»

Эта заметка является продолжением «Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Поймать дугу«, которая, в свою очередь описывает на практике Давление на лыжу в первой половине поворота 🙂

Слалом фазы поворотаНапомню о чем шла речь. Дугу поворота условно можно разделить на три фазы: начало, середина (когда лыжи едут точно вниз) и окончание. Лыжи хорошо контролируются, когда на них давишь. То есть, при давлении на лыжу она поворачивает по дуге или тормозит соскребанием, и все это под контролем. Естественным образом это достигается в 3-й фазе поворота (на рисунке обозначена как 3-я треть). Задавить лыжу в первой и во второй фазе поворота — проблема.

Значительная часть катающихся лыжников, в том числе и тех, кто ходит по любительским трассам слалом, прекрасно обходится давлением на лыжу только в 3-й фазе, а 1-я и вторая «проглатывается» разгрузкой (вплоть до прыжка). Впрочем, на больших дугах при катании в горах в 1-й и 2-й фазе может хорошо помогать центробежная сила.




В заметках выше было разобрано как можно надавить на лыжу в первой фазе поворота. Визуально такого лыжника видно по круглым поворотам. Скорость может быть большая или малая, горка крутая или пологая, повороты большими дугами или короткими, но круглые, без вставки прямых участков или проброса лыж по воздуху.

Математическое построение трамплина в дуге горнолыжного поворотаНе хотелось бы пересказывать заметки, скажу только, что главная сложность в том, что при увеличении скорости и/или сокращении дуги первая часть поворота исчезает из-за отрыва лыж от склона. Поэтому для того, чтобы задавить лыжу нужно не терять контакт со снегом. Или «почти не терять», держать под контролем. Для этого в конце прошлого сезона получил от тренера совет — найти возможность в конце поворота подать корпус вперед. К сожалению, это получается не всегда, помимо дополнительных усилий на это нужно время и «место» на дуге.

Тем не менее, направление поиска было обозначено. Тем более, что катание по дугам уже было достигнуто. Напомню основные ощущения. На выходе из поворота нужно дать паузу для того, чтобы закончились попытки лыж уйти в отрыв от склона. Затем задавить верхнюю лыжу, которая с этого момента становится внешней. Далее (или одновременно, почти сразу) идет перекантовка, после чего нужно дать возможность загруженной внешней лыже начать дугу. То есть выдержать еще одну паузу в своих действиях.

Когда поймал нужное движение, то к буйной радости примешалась досада. Вот столько общаемся с коллегами, среди которых есть и заоблачный для меня уровень. Почему никто ни разу не сказал, как это просто сделать?

В общем, вместо всяких пауз, «поклонов и расшаркиваний», нужно просто дернуть верхнюю ногу назад, когда хочешь начать поворот. Потом все происходит очень быстро. Эта нога становится внешней, а лыжа оказывается сразу загружена с носка и поэтому начинает резко, но кругло поворачивать. Надо только быть готовым, что лыжа не просто задавлена, а довольно сильно загружена. В принципе, с точки динамики-кинематики это то же самое, что подать корпус вперед. Но для того, чтобы подать корпус его нужно от чего-то оттолкнуть, или выжать из себя акробатические навыки, если есть. А для того, чтобы подвинуть назад ногу никаких усилий прикладывать не нужно, поэтому это может быть сделано мгновенно, в любой момент.




Возможны варианты. Можно сначала перекантовать лыжи, обе и проехать еще в том же направлении, пока не начнешь заваливаться вниз. И тогда дернуть ногу. Можно ногу не дергать, а изящно продвинуть назад. Со стороны, кстати вообще это движение не бросается в глаза, как ни дергай. Но в любом случае, когда нужна опора на внешнюю лыжу, она приходит и сразу.

Вадим Никитин горные лыжи
Видео снято Александром Лихаревым 24 дек 2016

Второй прием примерно такой же, но в другой плоскости. Дело в том, что примерно тогда же, когда идет перецентровка (о чем была речь только что) идет и перекантовка. То есть центр тяжести (корпус) нужно не только перенести вперед, к носкам лыж, а еще и перевалить через канты. Вначале корпус по склону выше лыж, а после перекантовки ниже. Переносить корпус можно акробатическими этюдами. Или можно вообще не переносить, все произойдет само, но медленно. Но самое простое как оказалось, дать лыжам самим заехать вверх. То есть, «не бросать» лыжи на выходе из поворота после того как уже перестал на них давить. Интересный момент, кстати. На выходе из поворота идут перегрузки, думаю, что двойной вес в порядке вещей. Хочется бросить лыжи в следующий поворот. Это в сознании. А в подсознании — просто избавиться от все возрастающей перегрузки «пока не поздно». Но если перетерпеть, то перегрузка исчезает (не буду расписывать почему). А лыжи продолжают заворачивать, причем во внутренней системе координат едут вверх по склону. Это и есть момент истины. Корпус уже находится внизу лыж. Его не нужно переносить через канты. Нужно только дернуть верхнюю ногу назад для перецентровки и последующего движения по началу следующей дуги.

Оба элемента — естественные. Поэтому после наката совсем перестал замечать, делаю их или нет. Да и не до них стало, было (и есть) еще много над чем работать.




Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Один комментарий к “Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу”

  1. Вадик, если не задавливать лыжу в первой и второй части поворота, никакого поворота не получится, тем более правильной дуги.Максимальное давление в третьей фазе происходит от того, что усилие приходится против направления движения. У тебя это происходит очень резко. Чтобы дуга была более плавной конечно надо больше давить в первой и второй фазе и при этом не придётся со всей дури упираться в третьей.Это должно увеличить скорость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *