Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Разножка — зло

Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Разножка — зло

Разножка, когда в повороте внутренняя лыжа оказывается впереди внешней, неизбежная составляющая резаного поворота. Лыжи идут по разным радиусам, но с примерно одинаковой скоростью (на то поворот и резаный). Поэтому внутренняя лыжа, которая идет по меньшему радиусу выезжает вперед. К этому можно относиться по-разному: активно использовать, считать неизбежным или стараться минимизировать. Последние пять лет с переменным успехом стараюсь минимизировать. В этом сезоне появились интересные наблюдения и пара приемов.

Разножка у спортсменов

У спортсменов уровня  кубка мира разножка может быть:Разножка есть

Или может не быть:Разножки нет

Привел здесь эти фото просто для иллюстрации темы. Думаю, не нужно делать никаких выводов, кроме того, что вряд ли разножка это то, за чем спортсмены следят в первую очередь.

Юрген Шашинг Jürgen Schasching
Юрген Шашинг

Мне на вредность разножки указал тренер Юрген Шашинг (Jürgen Schasching) 5 лет назад на сборах в Капруне: «Делай все что хочешь, но разножку убери. Остальное — потом». До этого я особо не задумывался об этом элементе. А когда задумался, то понял, что как раз случай активного использования разножки, то есть «самый вредный». Шло это еще от классики, одно время старался активно использовать прием «поворот на внутренней лыже». Это привело к привычке чуть что выдвигать вперед внутреннюю лыжу, да еще частенько на нее «припадать», если со внешней идет что-то не то. Или «конек» в классике, тоже ведет к разножке и еще к «ножницам». В общем, «наследственность» не очень хорошая 🙂

Причина разножки в первой фазе поворота

Пишу об этом потому, что одна из причин разножки — подстраховка внутренней лыжей загрузки внешней лыжи, актуальна и сейчас, причем не только у меня. Слалом фазы поворотаРассмотрим рисунок с фазами поворота. В фазе косого спуска (самый верх рисунка), поворота еще нет. Соответственно, нет и центробежной силы, лыжник едет на нижней лыже. В первой трети поворота, если идет речь о резаной дуге (подробнее в предыдущей заметке: Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу) происходит переход на верхнюю лыжу, которая вот-вот станет внешней, когда начнется поворот. Но пока поворота нет, нет и центробежной силы. А опоры на нижнюю лыжу уже нет. Поэтому лыжник начинает валиться вниз по склону. Просто падать. Конечно лучше всего дотерпеть (то есть, не успеть упасть!) до второй фазы поворота, когда лыжи «смотрят» точно вниз. Тут и падение уже идет не вбок, а к носкам лыж, а это уже равновесное положение. И центробежная сила помогает прочувствовать загрузку внешней лыжи. Но что делать пока вторая фаза не наступила? Тем более, что если что-то пойдет не так, она может и подзадержаться. Самое простое и естественное — выдвинуть на всякий случай вперед внутреннюю лыжу! Более того, довольно часто так вообще начинают поворот. То есть, не только выдвигают внутреннюю лыжу вперед по ходу движения, а еще и направляют ее вниз по склону, куда начинает падать корпус. Это и есть «активное использование разножки». Индикатор — непараллельность ног. Внешняя нога уезжает в сторону, внутренняя идет вниз. Получается попутно «домик», в запущенном случае — «Х». Подробнее разобрано здесь: «Слалом, работа над техникой в сезоне 2016. Икс» в разделах «Излишний выброс ног в сторону» и «Работа внутреннего колена (внутрь поворота и в склон)».

Как избавиться от разножки в первой фазе поворота

Как убрать разножку в первой фазе поворота? Для начала нужно научиться замечать вредные действия внутренней ноги: выдвижение вперед и тем более загрузку. Затем убрать подстраховку внутренней лыжей. То есть, чтобы даже стремления такого не было. Это можно сделать за счет природных данных. Но можно и за счет дополнительных элементов техники. Навскидку есть два, достаточно хотя бы одного.

Первый — закантовка коленями. Ощущения примерно как в таком статическом упражнении. Исходное положение — просто стоишь на лыжах на плоском месте. Затем коленями ставишь лыжи на канты, а чтобы не упасть, в противовес делаешь слом в пояснице. Получается равновесная стойка, но на кантах. Так и нужно зависнуть в повороте после перекантовки. Тогда корпус не будет падать вниз по склону. Отмечу, что такая коленная ангуляция в этой фазе безопасна, поскольку перегрузок нет. Но задерживаться на следующие фазы не нужно.

Второй элемент это плавное выдвижение вперед внешней ноги. То есть, после того как загрузил внешнюю ногу, например движением назад, как описано в заметке: Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу появилась опора на верхнюю-внешнюю лыжу. Далее, чтобы ее не потерять (и не плюхаться на внутреннюю лыжу), можно начать выдвигать вперед по ходу движения внешнюю лыжу.

Если ничего из этого не получилось, все равно есть хорошая новость. В фазе 2, когда лыжи смотрят вниз по склону, разножку можно легко убрать. Только это нужно делать быстро и решительно, поскольку именно здесь начинают работать «рельсы» и внутренняя нога норовит уехать вперед еще больше, если такое движение уже началось.

В третьей фазе поворота уже начинаются перегрузки, поэтому скорректировать разножку уже невозможно. Как подошел к третьей фазе (это положение у вешки, как раз как на верхних фото), так и останешься. Видимо поэтому так и получается у мастеров, что иногда разножка есть, а иногда нет.

Работа над убиранием разножки

В этом сезоне отношения с разножкой были примерно такие. Вначале «укрощал дугу». Это привело к увеличению разножки. С разножкой борюсь 5 лет, но не на первом месте, поскольку не считал, что она очень уж мешает 🙂 Старался держать ее в рамках. Примерно в середине сезона устроили очередную «неделю гиганта» (на лыжах для гиганта 4 тренировки по трассе и две в свободных спусках). На последней тренировке все складывалось особенно замечательно. Хорошее жесткое и ровное покрытие, трасса 24 метра между воротами с щадящим разводом. На крутом склоне поместилось восемь ворот, скорость набиралась сразу и держалась до финиша. Подходящие лыжи, длина 180 см, радиус бокового выреза 21 м (подробнее здесь: Лыжи для московского слалома-гиганта). Удачное построение траектории, так что все повороты резаные, с канта на кант. Хорошая скорость, гораздо выше, чем в свободном спуске. Засечка времени по «омеге».

Александр Мистрюков
Александр Мистрюков

И вот тут коллега Александр Мистрюков говорит: «последи за тем, чтобы углы закантовки лыж совпадали, пойдешь быстрее». Гигант тем и хорош, что позволяет успеть последить, что там происходит с лыжами. Действительно внутреняя лыжа закантована меньше, остается небольшой «домик». Пытаюсь «положить внутреннее колено на склон» но не могу, страшно. Не по паркету едешь, если внутренняя лыжа зацепится за неровность покрытия, то в моем случае нога пойдет на разрыв в паху. Почему? Да потому что слишком выдвинута вперед! Слишком — именно для этого случая, на самом деле совсем чуть-чуть. А еще лучше, если бы она была сзади. Тогда можно кантовать ее как угодно, не зацепится. То есть, если сдвинуть обе лыжи относительно корпуса — внутреннюю назад, а внешнюю вперед, то все было бы классно. Но сразу перенести это в трассу не получилось, нужно наработать привычку.

После этого стал убирать разножку жестко. Но так и не убрал 🙂 Может быть в следующем сезоне?


Добавлено в следующем сезоне (апрель 2018)

В целом все работает. Могу добавить еще одно наблюдение. Разножка иногда приходит в середине поворота, не очень большая, но как оказалось это является индикатором не совсем правильных движений. Связано это с чрезмерным стремлением держать корпус «в долину». Ничего плохого в этом нет, но корпус при этом не должен «запирать» ноги, которые начинают идти поперек склона к корпусу. То есть речь идет о положении на линии падения склона (лыжи едут точно вниз) и чуть после этого. Потом все выравнивается. И корпус, если поворот того требует слегка поворачивается за лыжами. Но лучше его повернуть чуть-чуть «до» если уж поворот того требует 🙂

В общем, нужно уделить внимание середине поворота, когда лыжи едут почти вниз по склону, и меняют «траверс», то есть сначала едут в одну сторону, потом точно вниз, потом в другую сторону. В этот момент нужно дать возможность лыжам «объехать вокруг корпуса» и если нужно, помочь «микроповоротом» корпуса. А потом уже нажимать сильнее на канты, справляясь с возрастающими перегрузками. Если все сделано правильно, то лыжи аккуратно объедут вокруг корпуса без разножки, носки лыж будут рядом. Ну, а если разножка есть, то нужно не бояться «насильно» развернуть корпус за лыжами. На видео он все равно будет «смотреть в долину» 🙂


Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *