подготовка лыж know-how diginfo.ru

Подготовка лыж, know-how

Подготовка лыж, то есть заточка кантов и смазка скользящей поверхности освещена в сети достаточно хорошо, даже пожалуй слишком хорошо. Очень много этапов. Пожалуй, даже слишком много. Иногда складывается впечатление, что нужно это доверить специалисту. Или во всяком случае точить и парафинить лыжи пару раз в сезон. У меня подход к теме часто меняется, поэтому напишу как действую в этом сезоне. Сразу скажу, что многое не соответствует тому как это подано в интернете, поэтому ни в коем случае не считаю мой подход единственно правильным 🙂 

Заточка кантов

При катании канты тупятся, а при заточке стачиваются. Это определяет срок службы лыж. Поэтому приходится искать компромисс, как поддерживать кант острым, но снимать поменьше стружки 🙂

Вообще, много лет назад вывел для себя такое правило:


Моральный ущерб от катания на тупых кантах намного больше, чем финансовые потери от стачивания кантов.


Тем не менее, придерживаться этого правила не очень просто, поскольку сложно определить необходимую степень остроты канта.




Что такое «острый кант»?

Судя по мнению коллег из клуба, определение остроты может быть довольно разным. Некоторые предупреждают, когда трогаешь их лыжи: «Осторожно, можешь порезаться». А некоторые катаются пока «лыжи держат» и подтачивают прямо на горе. Моя степень остроты была где-то посередине, определял ее визуально по отсутствию фаски, то есть грани кантов сбоку и со стороны скользячки должны иметь четкую границу. Примерно такая острота у новых лыж. Теперь пришел к выводу, что кант все-таки должен быть острее, чем при отсутствии фаски, и проверять остроту канта нужно «на палец». Это конечно субъективное ощущение, но в сети нашел довольно четкий критерий. Нужно взять шариковую ручку или фломастер, в общем что-то из не очень твердой пластмассы. Затем нужно провести этим поперек канта, то есть под углом 45 градусов к каждой грани. Без особого нажима с пластмассы должна сниматься стружка. Такую остроту канта нужно «запомнить» пальцем. Проводить пальцем нужно также поперек канта, но аккуратно конечно, чтобы «стружка» не снималась 🙂

Заточка канта со стороны базы

Со стороны скользящей поверхности кант можно точить, а можно и не точить, заводская заточка обычно задает нужный «завал». В этом сезоне точу со стороны скользячки на пол-градуса при помощи специального приспособления (на картинке выше — второй слева предмет), небольшим напильником (то есть, не очень грубым). А, например, в прошлом сезоне не точил, а иногда проходил керамическими камушками разной степени шероховатости. Со стороны базы точу не регулярно, только когда состояние канта не нравится.




Обычная заточка канта (сбоку)

Перед каждой заточкой обязательно нужно пройтись специальным ножом для снятия оберканта, точнее пластика на боковине лыжи, примыкающего к канту и еще чуть захватить алюминиевую стружку с пластины, которая над кантом. Иными словами, нужно высвободить поверхность канта, так чтобы напильник ничего не цеплял помимо канта. Если напильник с крупными фрезерованными зубьями, то это делать не обязательно. Но в этой заметке разбираю как подтачивать канты, которые не в запущенном состоянии. Поэтому подразумевается, что используется напильник с мелкой насечкой. Такой напильник плохо переносит пластик и алюминий, перестает «резать» кант и забивается. Это довольно четко ощущается, тогда нужно в этом месте еще пройтись ножом для снятия оберканта.

Напильник прижимаю за один конец прищепкой к уголку (уголок 87 градусов). Второй конец прижимаю к уголку рукой, когда прижимаю напильник к канту. Движение руки строго к себе (если точить правой рукой). Связано это с тем, что насечки у всех напильников сделаны «в одну сторону» и при таком движении стружки и опилки выводятся на боковую поверхность лыжи, а не на скользячку. На скользячку конечно все равно что-то попадает, но мало и потом легко убирается. Можно наклеивать на скользячку малярную ленту, но этого не делаю, лень.

Прижимать нужно тем сильнее, чем тупее напильник. Так, чтобы напильник «резал». Если перестал резать, чуть сместить его на уголке. К сожалению, суперострые свойства нового напильника теряются очень быстро, после заточки одной лыжи, поэтому в основном приходится иметь дело с туповатым напильником. Критерия окончательной тупости напильника я пока не выработал 🙂

В общем, точишь движением к себе и проверяешь «на палец» остроту канта. Довольно просто, проще, чем визуально контролировать уход фаски.




Доводка кантов

После заточки напильником канта сбоку остаются заусенцы которые «смотрят» вниз. В сети настоятельно рекомендуют убирать их керамическими или алмазными надфилями. Кроме этого говорится, что перед стартом желательно полирнуть канты керамическими или алмазными надфилями минимальной шершавости, тогда лыжа поедет быстрее. В общем, чтобы не писать лишних слов, из керамических и алмазных надфилей в этом сезоне оставил только один, самый грубый, которым можно пройтись по обеим сторонам канта вручную (то есть, без уголка), если точить напильником лень.

Заусенец снимаю легким прохождением «резинового» камушка со стороны скользячки. А можно и не снимать, после мелкого напильника заусенец незначительный.

Полировать канты не нужно. Совокупный опыт коллег, да и мой личный свидетельствует, что на льду лучше держат не полированные, а «шершавые» канты из-под напильника. А если не лед, то шершавые канты уж не так сильно и тормозят, чтобы это было заметно 🙂

Нужно еще отметить, что на новой лыже канты не полированные, а наоборот с насечками. Мнение о них у сервисменов неоднозначное, но обычные лыжники новые лыжи точить не торопятся.




Скругление кантов на носках и пятках

Канты тупятся неравномерно по длине лыжи: в середине больше, на носках и пятках меньше. То есть работает в основном средняя часть лыжи. Сложно сказать, следует ли из этого, что канты можно точить неравномерно, в середине острее, на носках и пятках тупее. Но по моим наблюдениям острую по всей длине лыжу иногда «закусывает». Иногда неожиданно цепляется носок, причем внутренней лыжи, что особенно неприятно. А иногда «не отпускает» пятка. Обычно это происходит на плохом покрытии, то есть носок цепляется не за «правильную траекторию», а за какую-нибудь неровность. Особенно это стало заметно в этом сезоне, когда моя норма остроты кантов повысилась, то есть канты стали острее, чем раньше.

Отсюда и вывод, как скруглять (тупить канты) на носках и пятках. Они конечно не должны быть круглыми, а просто должны быть «как раньше», не такими острыми «на палец». Делается это «резиновым» камушком, нужно чуть пройтись под 45 градусов поперек канта, сделав плавный переход остроты от рабочей части канта к «закусываемой».

Как определить точку, начиная от которой к концу лыжи нужно притупливать кант? Совершенно точно, что можно не поддерживать остроту вне «рабочей части канта», разобранной в заметке: Радиус бокового выреза лыжи и радиус окружности. Напомню картинки из этой заметки. Красным цветом отмечена рабочая часть канта, а зеленым кривая, сопрягающая боковой вырез с носком. Эта (зеленая) часть не будет резать снег в повороте, но может цепляться за всякие неровности. Поэтому ее смело можно сделать тупее. На реальной лыже (Atomic FIS SL 165 см) рабочая часть канта выглядит так:

Зеленым цветом здесь «покрыта» рабочая часть канта, которым лыжа режет склон. Красные части, которые не покрыты зеленым можно подтупливать без потери хваткости лыжи.

Если в цифрах (для слаломной лыжи Atomic FIS SL 165 см), рабочая часть канта расположена между точками: 2 см к центру от самой широкой части лыжи на пятке и 4 см к центру от самой широкой части на носке. Вне рабочей части на носке и пятке можно смело понизить бритвенную остроту кантов резиновым камушком (с плавным переходом к режущей части лыжи). Проверил на склоне. Действительно, на плохом покрытии (перемороженный после дождя снег с комками) лыжу не закусывает. Можно втыкать лыжу поперек склона гораздо увереннее (на моем уровне, разумеется 🙂 ). А можно и просто не подтачивать лыжи в этих местах. Или не подтачивать каждый раз. 




Смазка скользящей поверхности

«Классическая» смазка скользячки на мой взгляд выглядит довольно нелепо. Сначала поверхность щедро прокапывается расплавленными парафином, потом парафин разглаживается утюжком. А потом полностью соскабливается пластиковой циклей. А что осталось — вычищается жесткой щеткой, чтобы «открыть структуру». В общем, практически весь парафин уходит в мусорное ведро, причем не сразу, да и пол потом остается скользкий.

Только ничтожная часть израсходованного парафина заходит в поры полиэтилена скользящей поверхности и делает свое дело на снегу. Перед каждым катанием я на такие подвиги не способен. Но обязательно готовлю так лыжи перед соревнованиями, хотя тоже не очень уверен, что это что-то дает. Перед стартом все равно прохожусь по скользячке таблеткой-ускорителем, которая обеспечивает заметное скольжение на один спуск. А насколько улучшила скольжение муторная процедура вплавления-циклевания-чистки заметить сложно 🙂

Тем не менее, полиэтилен на скользящей поверхности пористый и поры должны быть насыщены парафином. Иначе ему плохо.

Для быстрого насыщения полиэтилена парафином есть красивое решение, которое можно использовать перед каждым катанием. В магазинах, в отделе для барбекью продается жидкость для розжига, насыщенная парафинами. Авторство идеи использования этой жидкости для горных лыж принадлежит Михаилу Ярвелову. Михаил стал использовать эту жидкость для улучшения скольжения на специфическом покрытии Снежкома (труба для летнего катания).

Михаил Ярвелов. Фото: Сергей Комлев

Покрытие в Снежкоме сделано из толченого льда (не снег, то есть), с пленкой из солярки и копоти от выхлопных газов ратрака (неизбежное следствие замкнутого помещения). Обычные лыжные парафины там просто не работают, поскольку «притягивают» копоть. Лучше всего скользит просто отциклеванная лыжа.

Михаил нашел, что если протереть лыжи перед стартом жидкостью для розжига (в основном для снятия грязи и копоти), то скольжение лучше, чем у просто отциклеванной лыжи.

Полина Нечаева, июнь 2017

Интересно, что этим летом идею использовать жидкие парафины для спортивного катания привезла из Италии Полина Нечаева.

Ее знакомый сервисмен (который работает со спортсменами, но не со «сборниками») сказал, что теперь парафин на лыжи не нужно вплавлять. Дал банку специально жидкого парафина и натуральную овчину. Нужно промазать лыжи этим жидким парафином, а потом растереть овчинкой.

Примерно так теперь и делаю. По технологии от Полины, но жидкостью «от Михаила». Натираю лыжи тряпочкой, смоченной жидкостью для розжига (что хорошо — жидкость не воняет, да и парафины там должны быть безвредные). За полчасика жидкость частично впитывается, частично высыхает. Затем растираю шерстяной тряпочкой. И еще пробочкой, на всякий случай. Для эксперимента настругал в жидкость чуть-чуть красного Swix (который на плюсовую температуру), но на удивление он там не особо растворяется, точнее растворился за две недели в виде белой жидкости, осевшей на дно (перед употреблением — взбалтывать!).

Так  в этом сезоне насыщаю скользячку перед каждым катанием. Но перед соревнованиями наверно сделаю по старинке, пока нет уверенности, что парафины из жидкости для розжига дают хорошее скольжение.

Впрочем, возможны варианты. Довольно хорошее скольжение получается, если «натереть» лыжу парафином Swix на нужную температуру, потом протереть тряпочкой с жидкостью для розжига, а потом, когда этот «пирог» подсохнет растереть шерстяной тряпочкой и пройтись латунной щеткой для открытия структуры. Ну и шерстяную тряпочку как выяснилось можно заменить рулонным кухонным полотенцем из нетканого полотна. Натирать, пока поверхность не станет ощутимо скользкой. В общем, варианты возможны 🙂





Добавлено в апреле 2018

В целом все приведенное выше в этом сезоне(2018)  хорошо работало, но ближе к концу сезона пришлось задуматься над двумя моментами: боковой угол заточки кантов и острота кантов на носках и пятках лыжи. Сразу скажу, что заключительную неделю сезона (два раза по трассе и три два раза без трассы) прокатался на угле заточки 86 градусов и с «бритвенной» остротой кантов до середины загиба лыжи на носках и пятках. Не уверен, правильно ли это, но распишу как к этому пришел.

Так получилось, что у меня появились раскаточные лыжи (от Сергея Ахманова), точно такие же как мои, только кантов мало.Ogasaka Triun SL 2015

На «раскаточных» лыжах ставил трассу и ходил по чарликам. А на основных ходил по трассе. Оказалось, что лыжи не совсем одинаковые, особенно это заметно на первом проезде после смены пары. Причём, «раскаточные» нравились больше, более «зубастые» и легче входят в поворот. Конечно, может быть лыжи чуть отличаются, но для начала нужно сделать одинаковую заточку (при том, что обе пары одинаково острые). На «раскаточных» угол заточки сбоку равен 86 градусов, и острота продолжается спереди до «середины загиба». Пообщался с коллегами, оказалось, что почти все «наши» точат на 86 градусов. Насчет носков, по-разному. Некоторые просто не точат носки, плавно снижая остроту к самой широкой части (так напильник режет «сам»), а некоторые «заводят» остроту за перегиб, как отмечено стрелкой на фото. Переточить свои лыжи не успел. Это было в самом конце сезона, когда пошло активное тестирование лыж Ogasaka Triun SL 2019 (следующего) модельного года (подробнее здесь). Тестированияе шло на жестком покрытии. К заводской заточке сразу возникли вопросы, поэтому остроту сделал как изложено в этой заметке. Но у некоторых «асов» остались сомнения в том, что заводской угол 87 градусов это то, что нужно. Поэтому мы переточили обе пары (165 и 155 см) на 86 градусов (и до кучи с поддержкой остроты «до середины загиба»). Я разницы не заметил, но «асы» сказали, что 86 градусов заметно лучше, теперь лыжу «не срывает с дуги».

В общем, решил перейти на 86 градусов (заказал на AliExpress уголок). Ну и бритвенную остроту теперь решил поддерживать «до середины загиба». А с «закусыванием» внутренней лыжи разобрался в процессе работы над увеличением закантовки (подробнее здесь).





Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *