Авторство мобильных чарликов принадлежит Сергею Кузнецову. Он с ними ездит в горы. Так сложилось, что мне пришлось сделать такие же, поэтому дам пошаговую инструкцию.
Когда-то при поездке в горы можно было ставить вешки, которых на склоне было достаточно (это были настоящие «древки», то есть из дерева). Лет 10+ назад это закончилось окончательно, но конечно появились другие возможности 🙂
Сергей Кузнецов стал возить с собой сумку с легчайшими чарликами, которыми можно было быстро разметить трассу. Постепенно конструкция улучшалась, а вес и компактность сохранялись.
На наших тренировках «настоящие» чарлики, т.е. короткие вешки с шарниром и буром или специальные мягкие трубки с буром не прижились. Они у нас есть, но обычно мы их даже не привозим на горку, поскольку возни с ними примерно как с вешками, да и вес/объем упаковки не сильно отличается. Другое дело мобильные чарлики Сережи Кузнецова. Они с ним всегда. Если ему вдруг не подходят трассы, он к общей радости их ставит.
Эта зима (2016) показала еще одно применение мобильных чарликов. Сначала было очень мало снега, а потом — катастрофически мало. В конце концов вписать трассу с вешками в склон стало просто невозможно. То есть сверлишь дыру, а глубины хватает только на половину бура. И вокруг тоже. Но мобильный чарлик при этом ставится очень легко, ему глубины хватает всегда, в разумных пределах. Стали ставить такие комбинированные трассы и неплохо докатали сезон. Но вообще проблема «не хватает снега на бур вешки» для Москвы обычная. Поэтому решил сделать десяток-другой чарликов, чтобы всегда были под рукой.
Чарлики действительно легкие, вес одного чарлика составляет 43 грамма. Соответственно, 50 чарликов, весят чуть больше двух килограмм и помещаются в небольшую сумку. Там же у Сережи сверло 28 мм, немножко запчастей и небольшой шуруповерт.
Чарлик состоит из пластиковой трубки 12.5 см, с ребрами. Это основание достаточно хорошо держится за снег, учитывая, что вырывающая нагрузка гораздо меньше, чем у вешки. В трубку вставляется пенополиэтиленовая трубка 25 см длиной, которая обматывается упаковочной лентой. Эта же лента (скотч) обеспечивает достаточно прочное соединение трубок. Если чарлик режется лыжей, то чинится при помощи этого же цветного скотча.
Более точно трубка для основания чарлика называется «напорно всасывающий рукав». Из таблицы привел два размера, которые можно использовать, 700N25, который использует Сергей Кузнецов и 700N30, который собрался использовать я. Дело в том, что под вешки мы используем сверло диаметром 32 мм. Наружный диаметр по таблице у трубки 700N25 составляет 32 мм, на самом деле 31 мм. Поэтому нужно либо использовать сверло 28 мм, как это и делает Сергей Кузнецов, либо взять трубку следующего размера. Трубки продаются по метрам. На 15 чарликов с запасом хватит двух метров (стоимость на рынке 240 руб).
Стоимость одной двухметровой пенополиэтиленовой трубы — 50 руб, на 15 чарликов хватит трех таких труб. Еще нужна упаковочная лента, решил взять желтого цвета, один моток стоит в Ашане 27 руб (нужно три). Так подробно пишу о ценах для очень простого вывода: стоимость одного мобильного чарлика стремится к нулю 🙂
Чарлик сделал длиннее на 10 см, оригинальные мне все-таки кажутся коротковаты. Да и пенополиэтиленовая труба такого большего диаметра получше держит форму. То есть, длина основания составляет 12.5 см, длина трубки 35 см.
Разумеется чарлик после обмотки «липкой лентой» остается мягким, как и положено быть современному чарлику.
В общем, про такие чарлики можно сказать, что они ничего не стоят, ничего не весят и не занимают места. Но при этом они есть 🙂
Есть еще интересное дополнение, небольшая нарезка из каталога Break-A-Way с основаниями вешек, которые чего-то очень напоминают 🙂
Добавлено в фев 2017
Как это выглядит на снегу в «статике»:
И в «динамике», техническая видеозапись с камеры Александра Митякова, на трассе он же.
Вадим Никитин