Лыжи — вбок!

Хочу поделиться наблюдением, которое можно отнести к кирпичику горнолыжной техники. Кодовое название — «лыжи-вбок». Все очень просто, если хочешь, чтобы лыжи в повороте отъехали вбок от корпуса, несущегося вниз, нужно их туда бросить, а потом, соответственно подтянуть обратно.

«Если хочешь» — важное уточнение. При свободном катании бросать лыжи вбок не обязательно, они сами отъедут насколько нужно для выравнивания действующих сил. Но при переносе такой техники в трассу слалома, оказывается, что лыжник «стоит над лыжами», типичный угол закантовки у него 30 градусов, максимальный — 45 градусов. Если хочешь, можно и так ходить трассу слалома, и даже неплохо выступать на любительских соревнованиях. А вот если хочешь выходить на углы закантовки в 60+ градусов, то наряду с другими приемами нужно проследить, чтобы «противоестественное» выбрасывание лыж вбок вошло в привычку.

В заметке поделюсь наблюдениями по этому вопросу, полученными в сезоне 2021.

Увеличение угла закантовки это результат многих приемов, которые дополняют друг друга. Рекомендую ознакомиться с двумя заметками: «Как увеличить закантовку в начале поворота» и «Загрузка лыжи в фазе поворота «точно вниз»«. В этих заметках анализируется, как можно «соскочить» с естественных углов закантовки, перемещая корпус внутрь и вниз, но при этом так, чтобы не упасть.

Тем не менее, есть еще очень простое объективное правило. Для того чтобы лыжи отъезжали вбок от корпуса, необходимо чтобы они объезжали корпус по кругу (если смотреть сверху на лыжника). Поэтому они проходят за время поворота бОльшую длину и, следовательно, лыжи должны двигаться быстрее корпуса. А если скорости лыж и корпуса примерно совпадают, то лыжи не могут отъехать от корпуса (лыжник «стоит» над лыжами). Подчеркну еще раз, что ничего плохого в этом нет. На горке так катаются почти все и получают удовольствие. И по трассе слалома так ходят многие любители и тоже рады 🙂




Немного теории

Рассмотрим слаломную трассу, поставленную так, чтобы корпус мог двигаться по прямой вниз, а лыжи отъезжали бы от корпуса на длину ног, скажем на 1 метр. То есть, развод трассы (поперечное расстояние между вешками) равно два (1+1) метра. Между вешками лыжи проходят под корпусом, около вешки отъезжают вбок на 1 метр, потом снова приезжают под корпус. Лыжи проходят бОльшую длину за то же время, что и корпус и поэтому должны двигаться быстрее.

Скорость вбок

Допустим, продольное расстояние между вешками 10 метров. Лыжник проходит поворот с типичной скоростью любителя — поворот в секунду. То есть, скорость корпуса, двигающегося вниз по склону по прямой составляет 10 м/с (36 км/ч). Радиус окружности, по дуге которой едут лыжи получается равным 13 метров. Не будем здесь сравнивать этот радиус с радиусом бокового выреза лыж и необходимым углом закантовки. Рассмотрим скорости. В точке пересечения траекторий лыж и корпуса (лыжи под корпусом) разница в скоростях лыж и корпуса максимальна. На первый взгляд, скорости в этой точке не сильно отличаются. При скорости корпуса 10 м/с, расчетная скорость лыж 10.7 м/с. Но поперечная составляющая скорости (скорость лыж вбок) при этом равна 3.9 м/с (14 км/ч), а это скорость бегущего человека. Получается, что для того, чтобы лыжи отъехали на 1 метр от корпуса в фазе поворота «точно вниз по склону» нужно в начале поворота «бежать» поперек склона. Если не бежать — лыжи не отъедут от корпуса на 1 метр!

Ускорение (сила) вбок

Поперечная скорость максимальна в точке «лыжи под корпусом», потом равна нулю в точке «лыжи вниз», потом меняет знак (лыжи едут к корпусу). Чем-то похоже на подбрасывание предмета вверх. Сначала скорость максимальна, потом уменьшается пока предмет летит вверх, потом равна нулю в верхней точке, потом меняет знак, и предмет падает. Это происходит из-за действия силы тяжести, которая проявляется в ускорении свободного падения g, равном 9.8 м/сек^2. Прикинем поперечное ускорение лыж в рассмотренном повороте. Ускорение изменяется от 9.3 в точке «лыжи под корпусом» до 7.7 в точке «лыжи вниз». То есть, сила, действующая поперек примерно равна силе тяжести! Поэтому мало того, что нужно «бежать» поперек склона, нужно еще отпрыгнуть вбок, с такой же силой как при подпрыгивании вверх. Иначе лыжи не отъедут на 1 метр!




Рассмотренная постановка слаломной трассы дает оценку снизу для поперечных скорости и ускорения. Параметры несложной постановки: 6 лыж между вешками (1.64*6 = 9.84 м) и 2 лыжи развод (1.64*2 = 3.28 м) означают, что корпус не может двигаться по прямой вниз, не хватит длины ног. Поэтому, если лыжи могут отъехать вбок от корпуса на 1 метр, то корпус едет вниз внутри коридора шириной 1.28 метра (3.28 — 1 — 1).

Если предположить, что внутри коридора лыжник едет «косым спуском», а у стенки коридора корпус едет вниз, а лыжи продолжают ехать вбок, начиная выписывать дугу, то получаются следующие параметры. Радиус траектории лыж — 6.9 метров (кстати, соответствующий угол закантовки — 56 градусов, что вполне соответствует выдвижению ног вбок на 1 метр). Поперечная скорость лыж у стенки коридора (то есть, в начале дуги) — 5.3 м/с (19 км/ч), ускорение 18.6 м/с^2 (2g). Напомню, что это при любительской скорости — ворота в секунду (поворот в секунду).




Практика

Вынос ног (в сторону) может быть достигнут разными способами.  Поделюсь двумя приемами, которые «накатал» в этом (2021) сезоне. Первый прием как раз для выбрасывания ног. Для себя обозвал его «раскручивание ведра на веревке» вокруг корпуса. Второй прием нужен для того, чтобы «вернуть обратно» выброшенные вбок ноги. Для себя назвал его «подтягивание ног» к корпусу.

Раскручивание ведра на веревке

Итак, едем в фазе косого спуска. В какой-то точке нужно бросить корпус вниз, а лыжи вбок.  В общем-то это неустойчивое состояние, которое каждый организм переживает по-разному в зависимости от акробатической одаренности. Например, мой организм протестует и поэтому обманывает голову. Для преодоления возможны варианты. В этом сезоне понравился такой вариант.

 

Отбрасывание ног вбок не делается так «отброшу, потом разберусь», а сразу ведет  к движению «раскручивание лыж вокруг корпуса как ведро на веревке». То есть, лыжи нужно «пихнуть» в сторону и это движение сразу начать перенаправлять вниз по склону при помощи «раскручивания ведра». Не нужно рассчитывать на то, что угол закантовки и боковой вырез сами выведут лыжи на единственно правильную дугу. Дугу определяешь независимо от лыж, просто раскручиванием «ведра», точнее лыж на ногах вокруг корпуса. А дуги всякие пусть сами вырезаются, если лыжи справятся (на то в них и сосредоточены высокие технологии). Если нет, пусть скребутся. Раскручивание идет до линии падения склона (сокращенно ЛПС — направление когда лыжи едут точно вниз). Потом раскручивание можно продолжать, но уже не так сильно. А можно слегка зависнуть, в фазе «еду точно вниз», если позволяет равновесие. С фазой поворота после прохождения линии падения склона, когда лыжи возвращаются к корпусу, проблем не возникает. Но в этот момент не вредно сделать подтягивание ног к корпусу, чтобы «поднять» дугу (вверх по склону).

Подтягивание ног

Подводящее упражнение. В свободном спуске нужно после прохождения ЛПС перетерпеть, когда нагрузка на лыжи и ноги начнет спадать.

После этого можно перекантовываться. Вариантов перекантовок несколько. Чаще всего корпус переносится через лыжи. А если чуть подождать, то лыжи заедут вверх по склону относительно корпуса сами. Вот этот эффект и нужно усилить.

Если в фазе, когда нагрузка уменьшилась, подтянуть ноги под себя, вплоть до «сесть на корточки», то вместо переноса корпуса через лыжи, лыжи проходят под корпусом вверх по склону (во внутренней системе координат). Перекантовка получается быстрой и более безопасной для коленей (!!!).

То есть, вместо того чтобы ждать когда лыжи сами начнут заезжать (во внутренней системе координат) вверх по склону, нужно их тянуть на себя (снизу вверх, вдоль склона), одновременно как бы садясь на корточки.




В трассе нет возможности дожидаться когда нагрузка начнет ослабевать, поэтому нужно подтягивать ноги сразу после прохождения вешки. С этим ощущением у меня пока проблемы, вполне возможно, что подтягивание именно в трассе не будет замечаться вообще. Но что-то из упражнений в свободном спуске должно перейти в привычку.

Когда именно бросать лыжи вбок?

Как можно раньше после прохождения ЛПС! Поворот должен быть закончен у вешки, во внутренней системе координат к вешке едешь уже поперек склона.

Подъехав к вешке нужно «пихнуть» лыжи в траверс, в любом случае. И быть готовым «над» следующей вешкой их поймать. То есть пихнуть в обозначенное таким образом место. Если не знаешь в какое именно место, то просто как можно выше по склону.

Иными словами, бросание лыж вбок происходит не в середине коридора, а раньше, при окончании предыдущего поворота.

Довольно часто при окончании поворота не до того, чтобы еще  и бросать лыжи вбок. Поэтому для обозначения движения «сейчас лыжи-вбок» есть две точки. Первая — на выходе из поворота, когда лыжи перенаправляются с движения вниз на движение вбок к корпусу. То есть, около вешки, либо чуть до, либо чуть после. Вторая точка — когда вышел на следующую вешку, запрещаешь дальнейшее движение корпуса вбок, кидая его «по стенке коридора вниз», а лыжи кидаешь вбок. Иногда получается обозначить обе точки, иногда только одну и, конечно, чаще всего ни одной 🙂





Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Share This:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *