オガサカ Ogasaka Triun SL 17/18 stiffness and deflection

Лыжи Ogasaka Triun SL 17/18. Часть 3, жесткость и прогиб

В этой заметке рассмотрю жесткость слаломных лыж Ogasaka Triun SL 17/18. Кроме этого, из анализа формы прогиба попробую оценить «рельсовость» при ведении дуги. 

Лет тридцать назад у горных лыж были две основные характеристики, хорошо «прощупываемые» руками. Первая — это мягкость и упругость на прогиб. Лыжа должна была хорошо гнуться и упруго «отдавать» нагрузку. Вторая характеристика — это жесткость на скручивание носка и пятки, должна быть как можно больше. Поворот происходил в основном так: лыжа ставилась на кант и одновременно грузился носок. При этом лыжа цеплялась за снег широкой частью носка и, если жесткость на скручивание была достаточной, то носок «вгрызался» кантом в снег. Поэтому загрузка носка, например подача коленей или корпуса вперед приводила к сгибанию лыжи. Иногда довольно сильно, «в сосиску». Мягкость и упругость лыжи была очень важна, слишком мягкая и «вялая» лыжа могла «провалиться» при такой загрузке, а слишком жесткая просто не гнулась. Но если все было хорошо, то в результате такого простого движения сразу получали прогнутую в дугу лыжу на канте.

Так подробно написал потому, что этот поворот никуда не делся с приходом «эпохи карвов», просто он перестал быть основным. Например, его желательно использовать при каждом выходе из шпильки. Это совет от Александра Митякова, подробнее в этой заметке: Советы по прохождению слаломной трассы. Сезон 2017. Поэтому слишком жесткая лыжа, пусть даже и идеально согласованная с выписыванием карвингового поворота будет иметь некоторые ограничения. Еще вернусь к этому 🙂




Прогиб лыжи под нагрузкой

Для измерения жесткости повторил стенд, на котором год назад измерил Огасака 2015, 2016, 2017. Подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 16/17. Часть 3, жесткость и прогиб. Нагрузка на лыжу изменялась примерно от 6 до 30 кг не считая веса креплений, форма прогиба фиксировалась фотоаппаратом, оцифровка — через фотошоп с увеличением вертикального масштаба. Пересчет в линейные размеры (сантиметры и миллиметры) производился при помощи отдельного «градуировочного» кадра.

Результаты измерений лыжи Ogasaka Triun SL 17/18 в сравнении с измерениями лыжи прошлого года выглядят так:

Концепция прогиба

Видно, что концепция прогиба лыжи поменялась принципиально, дуга прогиба стала плавная. Этого можно было ожидать, поскольку из конструкции лыжи убран «стабилизатор», подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 17/18. Часть 1, каталог.

Вообще, Огасака уделяла пристальное внимание коррекции упругости в центральной части лыжи. В линейке слаломок Огасака от 2012-го до 2017 года можно заметить смену технологий, размещенных в центральной части лыжи: «Accumulator» (гистерезис упругости), «Beam» (дополнительные элементы внутри в виде лучей к носку и пятке), «Power Platform» (дополнительная пластина в середине «пирога»), «стабилизатор» (дополнительная пластина сложной формы под топшитом).

Насколько понимал идею инженеров Огасака, для повышения стабильности в дуге лыжа функционально делилась на области с разной жесткостью/упругостью: носовая и пяточные области выписывали дугу, а середина амортизировала неровности. То есть, поскольку горные лыжи едут по далеко неидеальному покрытию, нужно чтобы всякие «высокочастотные» воздействия не срывали дугу, а просто чуть приподнимали центральную часть и при этом «гасились». Хотя, конечно, идеи инженеров Огасака мне неведомы 🙂

В общем, теперь, судя по каталогу, все технологии из средней части выкинуты, на графике прогиба это привело к плавной кривой, указывающей на однородность конструкции 🙂




Жёсткость

Лыжа 2018 года стало заметно жестче предыдущей. Ogasaka Triun SL 2017При небольших нагрузках кажется, что гнется легче, но на самом деле в лыже 2017 года просто выбирается обратный прогиб (камбер). Начиная со средних нагрузок, лыжа 2018 года жестче и с учетом камбера. В средней части лыжи разница прогибов при минимальной и максимальной нагрузках составляет 5 мм. Т.е. лыжа 2018 года стала жестче примерно на 5 единиц по «шкале Атомик».

Честно говоря, меня это настораживает, но может быть зря 🙂 Дело в том, что лыжа прошлого 2017 года уже была гораздо жестче лыж предыдущих модельных лет. Были серьезные опасения, что ее вообще удастся прогнуть, особенно на наших московских холмах. Но за счет удивительной сбалансированности формы прогиба и формы бокового выреза, лыжи не воспринимались как жесткие. Подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 16/17. Часть 4, тест на снегу.

Александр Мистрюков

Отзывы были в основном положительные. Но тем не менее был и один «знаковый» отзыв. Александр Мистрюков тестировал лыжи три дня. В конце тестирования он же поставил трассу с заковыристым выходом из шпильки. На Огасаках 2017-го года пройти это место не мог никак, а на своих старых Атомиках проходил стабильно. Сформулировал, что Огасака все-таки слишком жесткие для него и далее их не рассматривал. Отмечу, что этот поворот соответствует случаю из начала заметки, когда мягкость/жесткость лыжи играют большую роль.

Поэтому еще бОльшее усиление жесткости в модели следующего года с моей точки зрения довольно рискованно. Даже при идеальной «рельсовости». Кстати, рассмотрим этот показатель.




Рельсовость (сбалансированность прогиба и бокового выреза)

В заметке Лыжи Ogasaka Triun SL 17/18. Часть 2, боковой вырез определена форма и длина рабочего участка бокового выреза. Там же этот вырез был математически закантован для того, чтобы получить след на снегу. При такой операции определяется и прогиб лыжи, соответствующий этому следу. Если рассчитанный таким образом прогиб более-менее совпадает с естественным прогибом реальной лыжи, то при закантовке лыжа ляжет на снег одновременно всем кантом. Это и есть «рельсовость» в контексте этой заметки. Подробнее здесь: Соответствие бокового выреза прогибу лыжи. Часть 2. Попытка подобрать такой угол закантовки, чтобы расчетный и измеренный прогиб совпадал выглядит так (по две кривые на каждую нагрузку):

Видно, что совпадения кривых нет 🙁  Разве что в хвостовой части лыжи, но так как только там, то это не рельсовость 🙁

Попробую зайти с противоположной стороны, как показано на анимации слева. Лыжа поставлена на самые широкие точки канта, потом задан угол, например 55 градусов, после чего к лыже прикладывается нагрузка. Расчетный прогиб 55 градусов на графике (чуть ниже по тексту) показан сплошной черной линией. Это тот прогиб, который в конце концов будет в любом случае, поскольку лыжа должна лечь на склон. Пока лыжа не коснулась снега прогиб определяется ее собственными характеристиками. На графике такие участки обозначены голубым цветом. При соприкосновении со снегом, пока формы свободного и расчетного прогиба совпадают +- миллиметр, внутренних напряжений нет (это хорошо). Такой участок обозначен зеленым цветом. Ну и если часть канта при прикладывании нагрузки слишком сильно вдавливается с снег (это плохо),  отмечено красным цветом.

На лыже прошлого, 2017 года по в носовой и хвостовой части были значительные участки соответствия (они были бы отмечены на аналогичном графике зеленым цветом). В середине оставался небольшой почти горизонтальный участок «амортизации» (был бы отмечен голубым цветом). В лыже этого года такого соответствия нет. При небольших нагрузках есть согласование в носовой и хвостовой части, но участки слишком небольшие, чтобы можно было говорить о дуге. Затем лыжа «вдавливается» в склон носовой и хвостовой частью с внутренними напряжениями по всей рабочей длине  (отмечено красным цветом). Это скорее всего означает, что неровности покрытия будут инициировать лыжу вернуться в состояние свободного прогиба путем сброса с дуги 🙁

Выводы

От выводов пока воздержусь, нужно дождаться снега 🙂  Можно утверждать только наверняка, что лыжа 2018 года стала еще жестче, чем 2017-го. Насчет рельсовости на основе статических измерений — может все в динамике будет не так  🙂  Да и вообще, нужна ли рельсовость при более радикальном радиусе бокового выреза (уменьшился почти на метр, с 12.6 до 11.7 м) — не известно. Ведь у рельсовости, вообще говоря есть и минус — сложнее «стащить» лыжу с дуги. Как было разобрано в заметке Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота, резаный поворот в трассе есть только «кусочками», значительная часть поворота проходится в состоянии небольшого «дрифтинга», то есть направление лыжи не совпадает с направлением движение по дуге. Но тем не менее пока лично мне лыжи прошлого года: Ogasaka Triun SL 16/17 нравятся больше. Да и мои собственные лыжи Ogasaka Triun SL 14/15 нравятся не меньше, чем прошлого года. Они все разные по характеристикам, но не по характеру 🙂 По характеру Огасака очень и очень узнаваема 🙂





Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.