В каталоге указано, что радиус бокового выреза лыж Ogasaka Triun SL 17/18 длиной 165 см составляет 11.0 метров. Это довольно радикальный вырез для современных слаломных лыж, традиционный радиус равен 12.5 +- 0.3 метра. Интересно так же, насколько форма бокового выреза соответствует окружности, то есть, насколько можно говорить именно о радиусе, а не о просто «радикальности» бокового выреза. Для этого измерил ширину лыжи с шагом 0.5 см.
На скользящую поверхность лыжи приклеил малярную ленту с разметкой, ширину измерял штангелем, точность 0.1 мм.
Напомню параметры из каталога (подробнее здесь: Лыжи Ogasaka Triun SL 17/18. Часть 1, каталог). Ширина носка/талии/пятки 120/65/104 мм, радиус 11.0 метров. На самой лыже указан только радиус, причем «без десятых».
Измерения дали такие значения ширины носка/талии/пятки 120.6/65.0/103.7 мм. Линия центра ботинка — 71.5 см от пятки лыжи, такая же как в модели прошлого (2017) года и годом ранее.
Радиус бокового выреза
Перейду к расчету радиуса бокового выреза. «Транспортные габариты» лыжи (приведенные выше значения ширины) мало что дают. Подробности здесь: Радиус бокового выреза лыжи и радиус окружности. Для расчета радиуса (если исходить из того, что боковой вырез это дуга окружности) хорошо подходит он-лайн калькулятор FIS.
Значение радиуса получилось 11.69 м.
Перейду от измеренного распределения ширины лыжи к боковому вырезу и посмотрю насколько вписывается в форму окружность.
Видно, что боковой вырез представляет собой окружность.
Радиус окружности равен 11.69 м (в точности как по калькулятору FIS!), а проекция центра расположена на отметке 73.6 см от пятки лыжи, или на 21 мм впереди от линии середины ботинка. Рабочая длина канта составляет 145.5 см, начинается от отметки 7.5 см от пятки лыжи.
Радиус поворота
Форму бокового выреза можно математически «поставить» на кант и посмотреть какой будет след на снегу. Это было проделано в заметке Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота. Здесь воспользуюсь готовой методикой. Для лыжи Ogasaka Triun SL 17/18 (165 см) след резаного поворота представляет собой окружность, радиус которой меняется с углом закантовки так:Точнее, окружность вписывается в след на снегу до угла закантовки 82 градуса, далее начинается отклонение, заметное на графике для угла 85 градусов.
Интересно отметить «движение» проекции центра окружности. Чем больше угол закантовки, тем ближе к носку лыжи сдвигается окружность, по которой едет лыжа. Связано это с тем, что ширина носка больше ширины пятки, поэтому при закантовке лыжа едет «вбок» больше, чем положено по радиусу 🙂 Разница между углом закантовки 45 и 60 градусов составляет 13 мм! Есть над чем подумать 🙂 Это согласуется с ощущениями, найденными в этом сезоне по сдвигу креплений. Подробнее здесь: Смещение креплений вперед или назад. То есть, если привык к ощущению дуги на рабочих углах 45 градусов, то, чтобы перейти на углы 60 градусов нужно сдвинуть крепления на сантиметр вперед. А потом можно сдвинуть обратно, когда привыкнешь 🙂
Результаты анимационного графика выглядят так:
Если сравнить этот график с расчетами для Атомика, приведенного в заметке Радиус бокового выреза лыжи и радиус поворота, то не сказать, что отличия очень уже большие. На малых углах как бы преимущество заметно. Атомик нужно закантовать на 18 градусов чтобы радиус поворота стал 11.7 метров, тот который Огасака выдает сразу 🙂 Но на рабочих углах, например 50 градусов у Атомика радиус поворота равен 7.9 метров, а у Огасака — 7.5 метров. В общем-то примерно то же самое 🙂
Угол закантовки зависит и от скорости. Пока это не рассматривал, все изложенное выше — только геометрия, никакой физики 🙂 Если не погружаться в спорные дебри, то для какого-то конкретного лыжника, идущего поворот с конкретной скоростью в конкретной трассе есть некий оптимальный угол закантовки, вообще не зависящий от радиуса бокового выреза. Далее лучше опустить цепочку рассуждений и сразу сказать, что Огасака с радиусом бокового выреза 11.7 метров позволит пройти резаный поворот на чуть меньшей скорости, чем Атомик с радиусом 12.3 м. Хорошо это или плохо? Кому как 🙂
Вадим Никитин