В конце сезона производители анонсируют модели лыж на следующий сезон. Обычно довольно сложно понять, изменилось ли что-нибудь в характеристиках лыж помимо новой расцветки. Более того, на уровне каталога как правило вообще мало что меняется. В случае лыж Ogasaka Triun SL 16/17 все как раз наоборот.
Нужно все-таки проговорить очевидную вещь. Длина слаломных лыж ограничена правилами соревнований, 165 см для мужчин и 155 для женщин. Далее из всего многообразия горных лыж буду рассматривать только мужскую слаломную модель.
На уровне опубликованных данных можно сделать какие-то выводы. Например, лыжи Атомик 15/16 решил изучить более подробно из-за изменившихся цифр обозначения жесткости. Это, кстати, некаталожный параметр, но все равно «публичный». А модели Атомик предыдущих лет по параметрам не отличались. То есть, форма бокового выреза, рекомендованное положение центра ботинка, упомянутая жесткость и опубликованная конструкция оставались теми же. Поэтому сравнивать характеристики Атомиков, например 13/14 (которые были у меня) и следующего года 14/15 было совсем не нужно, совпадение 100%. Визуально изменилась (помимо расцветки) только конструкция скользящей поверхности. Возможно конструкция лыжи чуть менялась, мы сравнивали лыжи на снегу и иногда казалось, что есть некоторые изменения в концепции «мягкость носка — жесткость пятки» 🙂
С лыжами Ogasaka Triun SL все совсем не так 🙂 Несмотря на похожий стиль в поведении на снегу (я пробовал модели четырех последних лет), лыжи, как оказалось довольно сильно меняются год от года. Например, это хорошо заметно на трех последних моделях. Ивамото сан привез модель следующего сезона, у меня была на тестировании модель прошлого сезона и коллега из нашего клуба Владимир Пасконов, перешедший на Огасака в этом сезоне предоставил для сравнения свои лыжи этого сезона.
Когда мы поставили рядом три пары, отличия сразу были видны. У лыж заметно отличается рекомендованное положение ботинка, на лыжах написан разный радиус бокового выреза (то есть изменилась геометрия) и разный «рокер», точнее на лыжах следующего сезона его нет.
В каталоге тоже есть отличия в описании этих моделей. Но с этим не очень просто, поскольку, разумеется у Огасака свои названия конструктивных решений. Поэтому перед дальнейшими «натурными» измерениями нужно все-таки разобраться в опубликованных материалах. Буду приводить информацию, далеко не всю, только ту, которая мне кажется имеет отношение к этим слаломным лыжам.
Совсем немного истории
Основной упор в датах сделан на введение технологий, которые используются в лыжах Ogasaka Triun SL, эти технологии выделены курсивом.
- История лыж Огасака начинается с 1912 года, когда производитель мебели Хаматаро Огасака (Hamataro Ogasaka) получил заказ на производство 40 пар лыж.
- 1964 — фибергласс (стекловолокно) применен для изготовления лыж
- 1973 — стал использоваться углепластик (carbon fiber)
- 1980 — Осаму Кодама ( Osamu Kodama),
6-е место на этапе кубка мира по слалому (на лыжах Огасака, разумеется). Кодама выступал несколько лет, пересекался в протоколах с нашими Александром Жировым и Владимиром Андреевым. Нашел в сети недавнее интервью, где он вспоминает, какое удивление вызывали лыжи Огасака на соревнованиях кубка мира. - 1996 — получен патент на комбинированную конструкцию TWINKEEL «Кэп и Сеэндвич» (cap & sandwich). Кэп в середине лыжи переходит в сендвич в передней и задней частях. Эта технология применена в первых лыжах геометрии «карв»
- 2000 серия спортивных лыж с технологией TWINKEEL стала называться TRIUN
- 2002 — разработана технология F.L.F (Front Lead Function) «функция ведущей передней части», применена в TRIUN. Разработана конструкция лыж SHELL TOP
- 2004 — технология F.L.F. дополнена «аккумулирующим» эффектом (AC)
-
2010 — разработана технология PPF (Power Platform Function) «функция силовой платформы» и
FLS (Ful length stabilizer) «стабилизация по всей длине лыжи»
- 2011 — разработана технология BMS и F.F.S (Front Float System) «система плавающего носка» или по простому рокер, т.е. небольшой дополнительный изгиб в носке.
- 2012 — прошло 100 лет
- 2013 — введено новое полимерное волокно более высокой прочности F.R.P
- 2014 — введено новое углеволокно ZTC (zero tension carbon), «карбон с нулевым растяжением»
Теперь чуть подробнее о этих фактах и технологиях.
Кубок мира
По информации от Ивамото сан, Огасака принципиально не ищет возможность заключения контрактов с участниками кубка мира, поэтому успехи на лыжах Огасака в 1980-х годах удивительны (хотя может быть в то время все было не так). Точно не знаю, что входит в контракты с участниками кубка мира, но по тем каплям информации, которые до меня доходят могу сделать главный вывод. Это наличие специального производства и лаборатории, т.н. «кубковый цех», вариации лыж под конкретного спортсмена. Вариации могут быть оформлены в виде специальных моделей, которые при каких-то условиях иногда доступны более широкому кругу. Но как правило это действительно индивидуальные лыжи, которые в начале сезона даются спортсмену (конечно не одна пара, а много, очень много 🙂 ), а в конце сезона забираются обратно. Что это значит для такого лыжника-любителя как я? Меня напрягает два момента. Первый, это нужно заставлять себя не присматриваться к работе лыж на трансляциях кубка мира, поскольку даже при внешнем сходстве ничего общего с моими лыжами нет. Это довольно сложно, поскольку стараюсь отделить при просмотре недосягаемый уровень лыжника от работы инвентаря, тем более, что именно в горных лыжах очень заметно как работают лыжи. Второй момент еще хуже. Понятно, что создатели лыж много работают над кубковыми лыжами для конкретных спортсменов.
А насколько у них остается ресурсов для спортивных лыж, которые идут в массовое производство? Да и вообще, нужно ли им тратить на это ресурсы, если «паровозами» при продажах выступают спортсмены кубка мира? Конечно что-то из наработок неизбежно перепадает в «клубный цех» и «магазинные» слаломки, но при этом все равно должна быть адаптация под любителя. Насколько такая адаптация проверяется? В общем, хочу сказать, что для меня позиция Огасака «не играть» в специальные лыжи для спортсменов кубка мира имеет больше плюсов, чем минусов.
F.L.F (Front Lead Function) «функция ведущей передней части»
Патент No.383771
Из описания изобретения следует, что контактные точки когда лыжа плоско лежит на поверхности (они определяются формой прогиба лыжи) и когда лыжа стоит на ребре (эти точки определяются формой бокового выреза) разнесены на 40 мм и в носке и в пятке лыжи (на рисунке почему-то показано, что только в носке). Более подробно, как это работает при закантовке показано на иллюстрации в сравнении с «обычной лыжей» (нарисована синим цветом).
Мне не хочется писать лишнего «своими словами», поскольку важность соответствия бокового выреза характеристикам прогиба это то, над чем сейчас думаю наверное больше, чем нужно 🙂 Поэтому перечислю опубликованные на сайте Огасака преимущества технологии F.L.F.
- Легкий контроль крутизны поворота
- Легкий контроль носка лыжи, позволяющий более легкий вход в поворот
- Возможность прогиба лыжи без сильной закантовки
- Стабильность дуги
- Легкое окончание поворота
- Легкий контроль скорости
Конструкция лыж SHELL TOP
Это небольшая модификация конструкции «сендвич» для демпфирования ударов о кант. Отмечу, что на иллюстрациях присутствует алюминий AL 7178. Хочу остановиться поподробнее, поскольку довольно часто материал металлических пластин специально указывается в характеристиках лыж, особенно если в названии есть что-то от слово «титан». AL 7178 это, разумеется сплав, «дюраль», относящийся к т.н. серии «7000», которую характеризует минимальная пластичность, но максимальная упругость и жесткость. В 7178 сделан упор на упругую работу при низких (по Цельсию) температурах, основное применение — авиация. Так подробно пишу, потому что у меня нет иллюзий насчет того, что для горных лыж кто-то будет изготовлять специальные металлы (это касается и металла на кантах). Индустрия горных лыж потребляет слишком мало металлов. Поэтому используются марки с известными четкими характеристиками (в металлургии с этим строго 🙂 ), разработанные для каких-то других областей. Поэтому ко всяким загадочным «титаналам» я бы относился осторожно 🙂
F.L.F с дополнением «аккумулирующего» эффекта (AC)
На входе в поворот и первой половине дуги (на схеме отмечено зеленым цветом) технология F.L.F позволяет проще и быстрее закантовываться. Чем больше угол закантовки, тем большая длина лыжи между точками соприкосновения задействована, что дает цепкость и стабильность. Аккумулятор сделан из специального пластика. Он способствует поглощению вибраций и минимизирует внезапную отдачу. Кроме этого центр лыжи оказывается более выпрямлен, что позволяет как бы повысить точку опоры и облегчить поворот.
Это информация с сайта. От себя добавлю, что лыжа работает как лук (который со стрелами), чем сильнее согнешь, тем сильнее «пульнет» в следующий поворот. Конечно в этот процесс можно вмешиваться, что и делают производители. Насколько понимаю, жесткость спортивной лыжи как раз и определяет скорость и мощность выброса в следующий поворот. То есть, жесткую лыжу не то, чтобы тяжелее прогнуть, т.е. вбить в поворот, а тяжелее потом с ней справиться. Насколько понял, у Огасака есть стремление к контролю процесса «пуляния». И делают они это путем «притормаживания» сгибания лыжи в центральной части.
PPF (Power Platform Function) «функция силовой платформы»
Собственно это просто акцент на дополнительную металлическую пластину в центральной части лыжи, расположенную над или под деревянным сердечником. Сделано для для увеличения жесткости и предотвращения излишнего прогиба лыжи.
FLS (Ful length stabilizer) «стабилизация по всей длине лыжи»
Это специальная структура внутри лыжи, которая распределяет давление в лыжу от центральной части по всей длине.
F.F.S (Front Float System) «система плавающего носка»
Это — т.н. «передний рокер», т.е. слегка поднятый носок в рисунке прогиба, но выполненный в сочетании с технологией F. L. F. Позволяет слегка рассеять давление по носовой части лыжи при входе в поворот, что уменьшает сопротивление о снег и дает большую цепкость.
Вообще говоря, производители лыж не пришли к однозначному мнению, нужен или не нужен рокер в спортивном катании, поскольку он уменьшает рабочую часть канта лыжи в начале поворота. Ситуация в лыжах для слалома в последние несколько лет примерно такая: в «магазинных» слаломках рокер есть, в «клубном цехе» рокера нет. Огасака, похоже тоже участвует в процессе колебаний общественного мнения, поскольку в лыжах этого и прошлого сезона рокер есть, а в лыжах следующего сезона рокера нет.
Каталоги
Теперь, наконец, можно легко сравнить каталожные данные трех моделей лыж Ogasaka Triun SL.
Итак, если взять за точку отсчета лыжи Ogasaka Triun SL 14/15 года, то ширины лыжи следующего сезона стала меньше на 2 мм, и, как написано на словах, изменилась форма бокового выреза. Технологии остались теми же. Конструкция показана в каталоге для лыжи 15/16 года, думаю, что лыжа предыдущего года устроена так же. Лыжа следующего года, 16/17 осталась такой же узкой в талии, но форма выреза стала более «каплевидной», носок стал шире, а пятка уже. Конструкция по всей видимости осталась такой же (top shell), а из «примочек» оставлен только «направляющий носок» (F.L.F), а вместо FLS (стабилизации по всей длине) введен какой-то новый «стабилизатор» (STB), про который на сайте Огасака пока сведений нет.
Рассуждения оставлю на потом, когда промеряю прогибы и форму бокового выреза. Сейчас можно констатировать факт, что лыжи Ogasaka Triun SL заметно изменяются год от года даже на уровне сухих цифр 🙂
Вадим Никитин