Типичный перепад холмов Москвы составляет 50 метров, длина спуска 200-250 метров. Поэтому говорить о горнолыжной дисциплине «слалом-гигант» можно только с большой долей фантазии 🙂 Тем не менее соревнования проводятся. В этом сезоне пожалуй наконец найдено, какие лыжи лучше всего подходят для участия в соревнованиях. Это лыжи «гигант-мастерс» длиной 180 см с радиусом бокового выреза 21 метр.
Слалом-гигант в Москве?
Вряд ли стоит рассуждать о том, насколько катание с небольших холмов соответствуют понятию «альпийские горные лыжи». Имеем, что имеем 🙂 Трасса специального слалома оказывается (всего 🙂 ) раза в три короче, чем принято в «настоящих» соревнованиях. Поэтому можно хотя бы ставить вопрос о каком-то соответствии техники катания и инвентаря. Слалом-гигант, увы, не соответствует требованиям принципиально. Дискуссии о том, проводить ли его вообще или заменить на «мини-гигант» под слаломные лыжи, привели пару лет назад к четким правилам постановки трассы. Это 23-25 метра между воротами и «развод» под лыжи с радиусом бокового выреза 27 м. То есть, дуги не сильно закрытые.
Смысл такой постановки в том, что слаломные лыжи должны проигрывать тем гигантским, которые были до искусственного ограничения FIS R35 м для мужчин и R30 м для женщин.
Вообще, катать гигант (на холмиках) нужно. Во-первых, примерно такие повороты при катании в настоящих горах. Во-вторых правило: «хочешь научиться ходить слалом — катай гигант» пока не устарело. В-третьих, лыжи для гиганта в хозяйстве есть. Они в основном используются в горах, но здесь их тоже хочется выкатывать.
Пожалуй, главное отличие от гор при катании в Москве это скорость. В горах довольно быстро привыкаешь к скорости, а потом начинаешь активно использовать центробежную силу, которая очень помогает в поворотах. Все становится гораздо проще и гораздо правильнее. Типичное ощущение — можешь идти слалом на лыжах для гиганта, настолько они послушные. А по возвращению — не поворачивают 🙂
Трасса под лыжи R27 м
На наших соревнованиях по т.н. гиганту пожалуй самое главное, чтобы лыжа резала поворот, причем в каждой дуге. Это зависит и от постановки трассы. Один слишком закрытый поворот и слаломные лыжи сразу имеют преимущество перед гигантскими. Но если все поставлено правильно, то лыжи R27 выигрывают. Некоторые берут на соревнования две пары лыж: слаломки и гигантские, и на месте решают на каких ехать. Мне так слабо, поскольку лыжи очень разные и к гигантам нужно прикататься хотя бы день в свободном катании, и желательно устроить тренировку по трассе. Повороты зависят и от лыж. Например, несколько лет назад попробовал гигантские лыжи Огасака («женские» R23) на трассе.
Они ярко отличались от моих тогдашних цеховых женских Фишеров тем, что хорошо поворачивали на небольшой скорости, то есть сразу со старта и в первой трети трассы имели огромное преимущество. Это было похоже на чудо.
В этом сезоне за гигант взялись всерьез. Помимо двух обычных стартов Любительской Лиги с декларируемой постановкой 23-25 м, R27, стартовал Кубок Регионов, в котором планировалось еще 4-е старта гиганта, причем на горках с перепадом высот 80+ м. Перед первыми стартами устроили «Неделю гиганта» (4-е тренировки с хронометражом). Я выбирал между имеющимися в хозяйстве «цеховыми» Фишерами 183 см, R26.5 и Атомиками 191 см, R27, на которых сдвинул крепления вперед, чтобы лучше рулили пока скорость не набралась (подробнее про сдвиг креплений здесь: Смещение креплений вперед или назад). По хронометражу лыжи ехали одинаково, поэтому выбрал Атомики. Другие тоже что-то выбирали и делали какие-то выводы. Но уже было понятно, что лучше всего едут лыжи «мастерс» с радиусом 18-21 м.
Лыжи желательно с радиусом R21 м
После первых стартов Алексей Ёлкин, у которого в хозяйстве были «длинные» гигантские Огасака R27 и R35 резко решил заказать лыжи длиной 180 см. В каталоге они были обозначены как спортивные юниорские.
Их и заказали (нас было трое в первой партии). На фабрике Огасака нас поправили, сообщили через Ивамото сан, что юниорские лыжи не такие «быстрые» как серии «мастерс».
Их и заказали. А перед этим суммировали опыт соревнующихся в гиганте в Москве. Лыжи должны быть «мастерс», т.е. с юниорскими FIS связываться однозначно не стоит, слишком хлипкие для взрослых. Радиус бокового выреза должен быть 21 м, и это самая важная характеристика. Длина — какая получится, зависит от производителя. У Огасака — 180 см. Вот Алексей Ёлкин на заключительных в этом сезоне соревнованиях.
А вот Фрол Деревянкин на аналогичных, но Эланах:
И для коллекции, они оба на «тумбочке» (фото: Сергей Комлев), каждый первый в своем возрасте, а в абсолюте — первое и второе место с разницей 4 сотых секунды.
В общем, для «московского» (или «питерского» и т.п.) гиганта нужны лыжи не как для гиганта в горах. Но и не слаломки. Основная характеристика — радиус бокового выреза. Он должен быть 21 м (наверное подойдет и 18-22 м). Кроме этого лыжи должны по отзывам поворачивать и на небольшой скорости. То есть, наверное подойдут лыжи и для обычного катания, не обязательно «гигант-мастерс». Но лучше все-таки с уклоном в спорт, поскольку скорость может оказаться и довольно большой.
И еще 🙂
Еще интересное наблюдение. Отличий «мужских» и «женских» лыж нет. Звучит странно. Ставится трасса под радиус 27 м, а ехать лучше на R21 м и длине 180 см, и мужчинам и женщинам.
Но вот о чем еще хочется подумать. Если для «московского» гиганта есть хорошо подходящие лыжи (то есть не слаломки с R12, не Atomic XT с радиусом 16, не «настоящие» гигант-мастерс с радиусом 27 м), а именно с радиусом 21 м, то… Может и для «московского» слалома лучше подойдут не цеховые «FIS approved» слаломки 165 см для мужчин и 155 для женщин, а что-то совсем другое? Причем тоже без различий на «мужской» и «женский» вариант? (Кстати, Огасака сильно уменьшила радиус бокового выреза в слаломках следующего (2018) года. Лыжи 165 см были 12.6 м, стали 11 м, а «женские» 155 см были 11 м, а стали всего 9.5 м. Может их и надо считать «юнисексом» для короткого слалома?)
Вадим Никитин