В заметках о горных лыжах придется ссылаться на базовые категории. Они не всегда очевидны. Приведу их здесь.
1. Слоёный пирог.
Как только научился надежно спускаться с горы, в технике образовался базовый слой, самый нижний. Организм считает его самым надежным. Дальнейшее совершенствование добавляет новые слои. Но в экстремальной ситуации идет возврат к нижним слоям. Так получается, что экстремальные ситуации — норма для горных лыж. Имеется в виду не ужасы, а самые обычные события: выезд на кусок льда, бугор, не вписываешься в поворот. И вот тут вылезает базовый слой, который может выглядеть ужасно 🙂
2. Поворот с целью торможения.
Для чего горнолыжники поворачивают вообще? Как ни странно, если идти от естественного самостоятельного обучения — то для того, чтобы тормозить соскребанием. Идет это от базовых основ. Если горка пологая и короткая, то едешь по прямой, а для того, чтобы остановиться, ставишь лыжи поперек и тормозишь. Я так с детства делал, катаясь с гор на беговых лыжах. И сейчас все горнолыжники так делают, останавливаясь в конце спуска. Поэтому это совершенно естественно переносится в поворот. Когда скорость спуска превысила комфортную, то ставишь лыжи поперек и скребешься, ну а лыжи при этом поперек и едут, то есть получается поворот. Конечно это — зло для горнолыжной техники. Но, увы, у меня именно этот слой — самый нижний, самый основной 🙂
3. Поворот с целью контроля траектории.
Скорость можно контролировать не только тупым торможением. К тому же на торможение уходит довольно много сил, растрачиваемых впустую на разбрызгивание снега. Можно просто ехать больше поперек горы, таким образом увеличивая длину нити спуска. Конечно такая траектория более пологая, чем если ехать прямо вниз. На коньках примерно так и катаются: заворачивают без проскальзывания, а тормозят только если нужно остановиться. Так же нужно стремиться кататься на горных лыжах. Можно сказать более красиво: это — основа карвинга. Когда учил своего ребенка кататься на лыжах, то удалось сделать базовым слоем именно такой поворот.
4. Пампинг.
Точного аналога в русском языке нет, наиболее близкий перевод — «прокачивание». Не уверен, что и английский оригинал вызывает правильные ассоциации. Смысл пампинга, довольно прост, если отвлечься от горных лыж. Например, едешь на велосипеде под горку, то есть с горки, за которой сразу следует подъем. Перед набором высоты стараешься максимально ускориться, чтобы легче и быстрее заехать. Но это — не пампинг. Пампинг, это то же самое «в миниатюре»: когда проезжаешь гладкую яму, то резко давишь вниз, когда велосипед едет вниз, с тем, чтобы легче заехать вверх. Это можно делать, не крутя педали вообще. В горных лыжах все не так очевидно, это мир, где все — относительно 🙂 Там нет заезда в горку, но тем не менее относительная крутизна склона все время меняется: от максимальной, когда лыжи едут точно вниз, до возможного нуля, если лыжи едут точно поперек склона. Пампинг заключается в том, что если хочешь ускориться, то нужно дополнительно давить на лыжи, когда едешь первую половину поворота (с изменением относительной крутизны склона от мин. до макс.) и, наоборот, снять это дополнительное давление во второй половине поворота.