После перекантовки можно «зависнуть» в фазе почти плоского ведения лыж. Или можно выйти на естественный угол, определяемый скоростью лыж и крутизной поворота. Или можно задать «неравновесный» угол, то есть закантовать лыжи еще больше 🙂
Порассуждаю именно об этом «неравновесном» варианте. Похоже, что все устроено так, что именно от начального угла зависит, какие углы будут дальше, то есть они как бы прибавляются к начальному. Кроме того, по моим наблюдениям, только так на московских холмах можно выйти на рабочие (в середине дуги) углы закантовки 60 градусов и более.
Кое-что схватил в этом (2018⛷) сезоне, поэтому хочу записать, чтобы не потерять. Но схватил мало, готового «рецепта по приготовлению волшебной пилюли» нет 🙂
Введение
Закантовка лыж связана с огромным разделом знаний «ангуляция» (то есть угловое положения плеч, корпуса, поясницы, коленей, лыж, вместе и по отдельности). Этой темы постараюсь не касаться. Меня интересует просто закантовка лыжи, достаточно «придавленной» к склону для вырезания поворота.
Конечно есть «естественный» угол закантовки, то есть на совсем уж плоских лыжах съехать с горы с поворотами не получится. Во-первых, если просто встать на лыжах поперек склона то, чтобы не упасть, придется их закантовать. Если ехать поперек склона, то тоже придется держать лыжи на кантах. Во-вторых, при повороте неизбежен наклон корпуса внутрь поворота тем больше, чем быстрее едешь и чем круче поворот. Это касается любых поворотов, необязательно ехать с горки. Самое наглядное, на мой взгляд на мотоцикле. Сумма этих двух процессов задает «естественную» закантовку.
Такая естественная закантовка, конечно, наиболее хорошо работает во второй половине поворота. Действительно, представим себе лыжника, едущего поперек склона в фазе косого спуска. Лыжи на кантах, полное равновесие. Для начала поворота нужно не просто уменьшить закантовку, а вообще раскантовать лыжи. Сразу же начинаются всякие «неравновесные» процессы, которые заканчиваются, когда лыжник снова едет более-менее поперек склона в другую сторону, снова на кантах. Про первую половину поворота рассуждал довольно много, приводить ссылки на такие заметки пожалуй не буду, но они вывалятся по тегу поиска «резаный поворот» (список откроется в новой вкладке). Отмечу только, что начинается первая половина поворота при угле закантовки равным нулю, а до всяких естественных закантовок еще нужно доехать (или долететь).
Вряд ли «углы» это самое важное в первой половине поворота. Для начала, пожалуй, нужно «резать» в этой части дуги. Очень важна траектория, управляемый дрифт для соблюдения траектории, если нужно. Но когда первая половина дуги есть, то «углы» — это следующая ступень. Класс лыжника в трассе пожалуй замечается именно по углам закантовки и, соответственно, по выносу ног и низком центре тяжести.
Отмечу важный момент. Естественная закантовка хорошо работает в свободном катании, особенно в горах, где можно не только разогнаться, но и привыкнуть к скоростям. Такая закантовка как бы следует за силами природы. Есть скорость и поворот, который нужно пройти. В соответствии с этим как-то сам подбирается угол закантовки. Если не справляешься с силами природы, притормозил пока не стал вписываться. Перенос такого подхода на московские холмы и тем более в трассу приводит к тому, что основной стиль — плоское ведение лыж и соскребание в дуге. Ну конечно не так утрировано, какая-то закантовка есть, а соскребаются в той или иной степени все. Но смысл заметки это найти как выйти на углы закантовки, которые с запасом превышают «естественные» (как, например, на фото справа). Это дает при карвинговом повороте принципиальное уменьшение радиуса.
В этом (2018) сезоне
Отмечу то, что перепробовал в этом сезоне для увеличения углов с оценками: помогло, не помогло, не стоит тратить время и т.п. Надо сказать, что самый простой совет: «кантуйся больше» в моем случае не работает. Не получается 🙁
Перекантовка на загруженных лыжах
Обычно у меня перекантовка происходит так. В конце поворота еду на загруженных кантах. Далее до этого сезона было всего два варианта. Первый — по разным причинам не заканчиваю поворот, то есть «отпускаю» лыжи, или более точно — разгружаю со спрямлением траектории. Второй вариант — перетерпел перегрузку. Тогда начинает «поднимать в воздух», то есть лыжи разгружаются сами. В любом из этих двух случаев какое-то время неуверенно еду (или лечу) на плоских незагруженных лыжах.
Когда тестировал в свободном спуске лыжи Ogasaka Triun SL 17/18 (подробнее здесь), отметил, что перекантовка на них происходит не так. Лыжи как-то стабильно утюжат снег, как будто они очень тяжелые да еще и прилипли. Поэтому корпус переносится через загруженные лыжи, как будто это происходит на полу в совсем спокойных условиях. Перекантовка происходит быстро и как-то намного более естественно. И, что особенно хорошо, сразу увеличиваются углы. То есть, «дополнительный» угол закантовки в начале дуги потом как бы прибавляется ко всем последующим углам на дуге. Ощущение понравилось, решил поискать его на своих лыжах. Постепенно сдвинул крепления назад на сантиметр, то есть лыжи стали менее цепкие, но зато перекантовываться стали заметно стабильнее (подробнее про опыт сдвига креплений здесь). Что интересно, понравившееся положение креплений в точности совпало с рекомендованным производителем (то есть метка середины ботинка совпала с соответствующей линией на лыже). К сожалению, в трассу этот опыт пока перенести не получилось, скорее всего и-за того, что трассы в этом сезоне ставили уж очень плотные, поэтому вот так переносить корпус через лыжи не успевал.
Не забывать о более низкой стойке
Не знаю как другим, а мне нужно все время стараться опускать корпус ниже. Хотя бы просто садиться ниже при выходе из поворота. Это сразу дает увеличение закантовки «по всему кругу». Не очень существенное. Но если об этом забывать и держать корпус высоко, то едешь на плоских лыжах. В этом ничего нового нет, просто нужно помнить. К сожалению, только приседание мало что дает. Если доводить до абсурда, то просто будешь ехать «на корточках» на плоских лыжах. Вижу такое иногда на склоне 🙂
Направление поиска было понятно. Нужно найти как закантовываться на входе в поворот раньше, чем привык, и сразу же опускать корпус. То есть сократить фазу плоских разгруженных лыж.
Движение внутренней ноги назад
Несколько тренировок подряд в очередной раз пробовал «поджимать под себя» внутреннюю ногу. То есть, как только встал на еще верхнюю лыжу, которая в этот момент стала внешней, то внутренюю подвинул назад. Помимо борьбы с разножкой это дает дополнительное увеличение давления на внешнюю лыжу, поскольку внутренняя «выключается». Так как это происходит до перекантовки, то перекантовка происходит быстрее. Поэтому углы увеличиваются. В первый раз экспериментировал с поджиманием внутренней ноги больше десяти лет назад, накатывал в горах в свободном спуске. Но решил, что это неправильная привычка. Потом несколько раз возвращался, и каждый раз что-то не нравилось. На этот раз не понравилось то, что внутренняя лыжа ближе к середине дуги может от такого задвигания назад закусываться, то есть цепляться за склон носком лыжи. Подстраховал такое закусывание заточкой (подробнее здесь), но осадок остался. В трассу такое движение перенести можно, но оно не вошло в привычку, воспринимается как дополнительное, то есть на него может не хватить времени.
Внутреннюю ногу сгибать, внешнюю выпрямлять
Затем вернулся к совету от Виталия Сизова: сгибать внутреннюю ногу (совет от 2016 года здесь, раздел «Разгибание вперед внешней ноги»). То есть, уж если с внутренней ногой все равно нужно что-то делать, чтобы она не мешала быстро перекантовываться, то можно сразу начинать движение: внутренняя нога сгибается, внешняя выпрямляется. Результат мне понравился тем, что при таком движении заметно понижается корпус и потом увеличивается вынос ног. Перенес это в трассу.
И вот тут пришла серия советов от Жорика (Александр Мистрюков). Вот он на видео. Постановщик трассы — Жорик, видеосъемка — Полина Нечаева.
Зад вниз, плечо к ботинку
Совет довольно яркий: первое движение в повороте (сразу после перекантовки) должно быть: уронить зад вниз как можно скорее, чтобы придавить лыжи. Потом уже все остальное. Это хорошо легло на уже имеющееся движение: сгибаешь внутреннюю ногу, а на внешней не просто опускаешься по мере сгибания-разгибания, а резко. Внимание, важное дополнение! Для того, чтобы опустить зад вниз, но не завалиться внутрь поворота, нужно «нажимать» внешним плечом на внешний ботинок. Как бы корпус бросаешь в яму, но при этом плечом цепляешься за краешек.
Потом прокатить лыжи и сделать движение вверх
На следующий день отрабатывал такое падение корпуса в свободном спуске. Жорик внимательно наблюдал (спасибо!) и дал еще два важных дополнения. Первое — такое бросание корпуса вниз должно привести к дополнительному маятниковому движению вверх. То есть, когда лыжи прошли линию падения склона и перешли в области «естественных» закантовок с хорошим сцеплением со склоном, то нужно оттолкнуть корпус вверх. Оттолкнуться ногами от лыж, которые уже впереди корпуса. Второе — между этими движениями лыжи нужно «прокатить», то есть как бы продвинуть вниз по склону, так, чтобы лыжи «с запасом» обогнали корпус (то есть, оказались «во внутренней системе координат» впереди корпуса, чтобы от них было легко оттолкнуться). И все это ритмично в виде маятникового движения: корпус упал вниз («придавив» канты лыж), лыжи прокатились (где-то сбоку от корпуса), лыжи обогнали корпус, корпус «отжался» от лыж вверх. Как иногда шутят, повторяя полезную в данном случае формулу: «Упал — отжался» 🙂
Подчеркну еще раз другими словами основные моменты
«Отжиматься вверх» нужно для того, чтобы было откуда падать вниз. Если этого не делать, то с каждым поворотом будешь садиться все ниже и ниже, а примерно на 4-м повороте садиться уже будет некуда.
«Падать вниз» нужно не просто так, а чтобы придавить канты. Это тоже важный момент, поскольку есть соблазн увеличить закантовку вращением корпуса «вокруг пупка», то есть, плечи вниз, ноги вверх. Увлекался этим, когда еще на классических лыжах катался. При таком вращении «вокруг пупка» лыжи наоборот разгружаются, а не придавливаются. Поэтому нужно именно падать вниз, придавливая лыжи, то есть центр вращения не «в пупке», а на кантах.
Начинать движение вниз нужно как только «почувствовал кант» после перекантовки. Не раньше.
Такая вертикальная работа в гиганте больше, в слаломе меньше. В закрытых поворотах больше, в открытых меньше. Определяется это необходимостью загрузки кантов. При этом вертикальная работа со стороны может быть не заметна, потому что дело не столько в амплитуде движения, а в ускорении, то есть в нарастающей скорости самого движения. То есть, от падения вниз может остаться только первое движения, а от отжимания вверх — перенос корпуса через канты. Но это ничего не меняет 🙂
На обкатку осталась неделя, потом сезон закончился (31 марта 2018). Мне понравилось, что получилось в трассе, да и комментарии от коллег положительны. Отработка приема совпала с интенсивным тестированием «женских» лыж Ogasaka Triun SL 155 см (уже после описанного здесь). На них это получалось как-то совсем легко. Вообще, «углы» зависят и от лыж, но думаю, что на своих тоже получится.
Развитие темы в сезоне 2019 здесь: Загрузка лыжи в фазе поворота «точно вниз».
Вадим Никитин
Сперва — зацепиться кантами, потом — падать… Восстановить разножку. В повороте агрессивно грузить только внешнюю ногу, на внутреннюю не тратить время, силы и внимание — пусть свободно катится… Но это мнение одного, отдельно взятого лыжника, хоть и с приличным стажем каталки — 35 лет.