Как сделать вешки для слалома

Как сделать вешки для слалома

Вешка для слалома состоит из древка (труба или часто именно этот элемент и называют вешкой), шарнира и бура (или щетки). Труба это наиболее уязвимый элемент. У нас за сезон уходить примерно 20 труб, пять шарниров, а буры из строя обычно не выходят. «Фирменные» трубы стоят довольно дорого (примерно по 20 евро), поэтому много (десятков) лет мы ищем, как их можно сохранить подольше и чем можно заменить из «подручных» материалов со строительного рынка. В этом сезоне впервые найден, как считаю, приемлемый вариант, которым хочу поделиться.

Для начала нужно разобрать, что представляет собой «фирменная» вешка (древко). Это — эталон. В нашей практике были найдены более прочные, но более тяжелые трубы, но они не подошли. Вешка «на ощупь» должна быть примерно такая же как фирменная 31 мм (это — внешний диаметр, толщина стенок 3 мм, внутренний диаметр соответственно 25 мм). Можно привыкнуть и к более тяжелым вешкам, но на соревнованиях будет непривычно. Есть и более тонкие «фирменные» вешки, детские, но они нам тоже не подошли. Во первых — та же причина, что и для более тяжелых, такая вешка не привычна. Во вторых детские вешки слишком гибкие, поэтому могут «хлестать» вдогонку. В третьих, и это самое важное, детские вешки при нашей эксплуатации больше двух сезонов не живут, ломаются посередине.

В «фирменной» вешке (трубе) подобрано уникальное сочетание гибкости и жесткости. На фото видно, как при ударной нагрузке вешка гнется в дугу (левая вешка), а без нагрузки жестко держит форму (правая вешка). К сожалению, на строительном рынке такого аналога (пока) не нашли. То есть, либо труба хорошо держит форму, но ломается при ударной нагрузке, либо хорошо гнется, но тогда и «стоит» не ровно. Учитывая еще приведенное выше ограничение по весу, пришлось идти на компромисс по второму варианту.




Как правило срок работы вешки определяется двумя факторами. Первый — это усталость пластика от ударов примерно по центру вешки, как на фото сверху. В результате труба ломается посередине. Удар вешкой о носок лыжиСледы от ударов вешки об лыжуВторой фактор — удар верхней части вешки в носок лыжи. В результате ударов от трубы «отчекрыживается» кусок. В нашем случае труба сразу не выбрасывается, конец обрабатывается (отпиливается и ставится крышечка), пока труба не станет слишком короткой для соблюдения техники безопасности (в моем случае такая отметка «труба на выброс» — на 138 см,
а длина новой «фирменной» трубы примерно 176 см).
Конечно были реализованы идеи по усилению верха вешки. Наиболее успешное решение — термоусаживаемый кембрик, который по мере разрезания лыжами заменялся.
Но от этого пришлось отказаться, поскольку при ударе вешки о лыжу страдает и вешка и лыжа. Поэтому возрастает риск «расквасить» носок лыжи. После пары неприятных случаев от любой защиты верха вешки отказались окончательно.

Нужно заметить, что для того, чтобы вешка не ударяла по носку лыжи нужно стараться держать палку при ударе острием вперед, как на фото (или хотя бы чуть-чуть) . Тогда вешка ударяет о снег «внутри» траектории и не попадает на лыжу. Но это не всегда получается и не всегда работает 🙂




Перехожу к конкретике.самодельная вешка для слалома

Труба полиэтиленовая для питьевой воды. Диаметр 32 мм, толщина стенки 2.4 мм, цвет синий. Напомню, что наружный диаметр «фирменной» трубы — 31 мм, толщина стенок 3 мм. 

Цена такой полиэтиленовой трубы примерно в 20 раз меньше, чем фирменной вешки. Судя по приведенной таблице, можно найти трубу со стенками 3 мм, но обычно встречается 2.4 мм. Делают такие трубы на многих заводах. Вот пример: 

Трубы поставляются в бухтах:

В этом — первый недостаток такой замены фирменных вешек. Труба «помнит» как была свернута в бухту, несмотря на всякие ухищрения по выпрямлению, в том числе и с нагревом. Можно выпрямить вешку руками прямо перед вкручиванием в снег, но в целом приходится мириться с тем, что такие вешки не ровные, не прямые, сразу видно, что «колхоз» 🙂Самодельные вешки для слалома

Полиэтиленовые трубы вообще более вязкие, чем фирменные вешки (состав которых мне не известен 🙂 ).  В такой вязкости есть еще один недостаток, помимо того, что они «не прямые». Труба плохо держит основной удар, который по центру. В этом месте довольно быстро появляется слом. «Лечится» такой слом не очень сложно, нужно прогреть промышленным феном и выправить. Но конечно, слом допускать не правильно, поэтому середину вешки нужно усилить при помощи термоусаживаемого кембрика на слой армированного скотча.Самодельная вешка для слалома Кроме этого длину трубы уменьшил до 162 см, чтобы уменьшить нагрузку на середину при изгибе. Вполне возможно, что полиэтиленовая труба с толщиной стенок 3 мм будет достаточно прочной и такое усиление не потребуется.

Самодельная вешка для слаломаВ вязкости полиэтилена, как ни странно, есть и преимущество. Самодельная вешка для слаломаТакая труба гораздо лучше держит удар о носок лыжи. Она становится «мятой», с иногда глубокими вмятинами, но не отламывается. Конечно в конце концов отломается, но в целом впечатление очень хорошее по сравнению с фирменными вешками. Да и для носков лыж при ударе такая более мягкая и вязкая труба гораздо «полезнее».

Вешний диаметр 32 мм нормально входит в ключ. Самодельная вешка для слалома

Главное, что «на ощупь» при ударе такая вешка не отличается от фирменной.

В сезон для эксперимента были «вброшены» четыре таких вешки. Все они показали себя хорошо (два месяца по четыре тренировки в неделю). Тем не менее, когда пришла пора закупки 20 новых труб, мы приняли решение купить все-таки фирменные трубы. Разумного объяснения этому нет. Просто захотелось и нашли финансовую возможность 🙂 Да и вообще, фирменные трубы гораздо лучше. Но из другой финансовой категории 🙂





Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.