Использование центробежной силы при входе в поворот

Использование центробежной силы при входе в поворот

Некоторые считают, что центробежной силы не существует. Не буду с этим спорить, но обозначу, что под центробежной силой подразумеваю то, что на карусели прижимает к внешней стенке. То есть, для ощущения центробежной силы нужно находиться в повороте, а не наблюдать его со стороны. В поворотах на лыжах есть соотношение двух крайностей. Одна крайность — косой спуск поперек склона, потом резкое перенаправление движения (например, прыжком с поворотом) и снова косой спуск. Как бы зигзаги по ломаной линии. В этом случае нет движения по окружности и соответственно нет центробежной силы. Противоположная крайность — круглые повороты, центробежная сила есть. В реальном спуске, как бы ни хотелось всегда вырезать круглые повороты, есть торможение и прямые участки. Поэтому центробежная сила может внезапно исчезать и появляться. В заметке приведу наблюдения, как можно использовать центробежную силу для быстрой загрузки внешней лыжи при входе в поворот. 

Центробежная сила (ЦБС) зависит от радиуса поворота (чем поворот круче, тем ЦБС больше) и от скорости движения в повороте (чем скорость больше, тем ЦБС больше).


 

Приведу картинку из заметки: Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Разножка — зло. Красными кружочками обозначены вешки трассы. Речь в заметке пойдет об участке поворота между красными стрелками.

В фазе косого спуска перед поворотом нет движения по кругу, нет и центробежной силы. Центр масс горнолыжника располагается выше по склону. Это равновесное состояние с опорой на нижнюю лыжу. В начале первой трети поворота центр масс переходит через лыжи и оказывается ниже по склону (этот момент обозначен левой стрелкой). Начинается падение, которое можно чуть оттянуть ангуляцией в коленях, как рассказано в заметке «Разножка — зло». Самое время каким-то образом «включить» центробежную силу, то есть заставить лыжи ехать по кругу. «Включение» центробежной силы даст опору на лыжи, которая будет здОрово помогать до конца участка поворота, обозначенного правой стрелкой.


Отвлечемся от зажатости трассы. Допустим, что лыжник начинает поворот на пологой горке, и может позволить себе поворот «от лыж», то есть как лыжи повернут, так и ладно. Для того, чтобы лыжа сама стала заворачивать ее нужно просто закантовать и слегка придавить к склону.

После закантовки лыжа не сразу идет по дуге, есть какое-то запаздывание. При больших скоростях это запаздывание незаметно, но оно все равно есть. В это время состояние неустойчивое, поскольку лыжа уже закантована, а центробежная сила ее еще не вжимает в склон. Поэтому появляется ступенчатая обратная связь: чуть-чуть закантовал, так чтобы мог балансировать, подождал прихода ЦБС, дождался, потом еще закантовал побольше и т.д.

Это приводит к более растянутым поворотам (типичная картина — поворот на слаломных лыжах дугами как для слалома-гиганта) и к возможному торможению дрифтом, поскольку пока устанавливается обратная связь, скорость может выйти из-под контроля. Да и «углы» получаются меньше, чем хотелось бы при таких параметрах скорости и поворота.

Теперь обратно перенесем такую ступенчатую закантовку в слаломную трассу. От «ступенчатости» остается только первая ступень: чуть закантовал лыжи, ждешь прихода центробежной силы, не дождался, пустил лыжи в проскальзывание. Лыжи проскальзывают по прямой, поэтому центробежная сила и не приходит. Корпус остается над лыжами, а лыжи идут плоско, без закантовки (все это на картинке на участке между стрелками, потом, когда появляются другие силы прижимающие лыжу, все обычно становится красивым). Есть и альтернатива, для этого нужно быть одаренным в акробатике. Тогда после перекантовки можно спокойно упасть вниз по склону, веря, что распластаться все равно не успеешь, под корпус подъедут лыжи и спасут 🙂


В общем, на входе в поворот есть момент, когда закантовать и прогнуть лыжу можно ТОЛЬКО при помощи центробежной силы.

Как использовать центробежную силу в начале поворота?

У ЦБС есть «кнопка включения». Нужно выдвигать внешнюю лыжу вперед. Для компенсации стойки можно задвигать внутреннюю лыжу назад, но это не обязательно.

Ничего странного в этом нет, внешняя лыжа в повороте должна обгонять внутреннюю. Если этому не придавать внимания, то лыжи тоже завернут, но не так резво. Но главное даже не в этом. Такое движение активно вбивает лыжи в поворот, поскольку внешняя лыжа обгоняет центр масс и поэтому сразу идет по кругу. А как только начался поворот, пришла центробежная сила, прижала лыжу и обеспечила закантовку. То есть вместо «призывания ЦБС» небольшими порциями как в примере выше, все происходит за один раз.

Ощущается поначалу действительно как нажатие кнопки: внешняя лыжа сразу загружается как только начал продвигать ее вперед.

Если рассматривать подход к этой точке, то примерно так. В конце предыдущего поворота лыжи выезжают вперед корпуса, поэтому для начала поворота нужно либо обогнать лыжи корпусом, сделав нырок, либо подтянуть ноги под себя (подробнее в заметке Слалом, работа над техникой в сезоне 2017. Укротить дугу). Это даст перецентровку. Затем нужно сделать перекантовку. Например дать заехать лыжам вверх по склону «выше корпуса» (подробнее в той же заметке), или перекантовать коленями, или «перевалить» корпус через лыжи. А вот после этого как раз и нужно начинать выдвигать внешнюю ногу вперед для включения центробежной силы. В принципе эти три движения можно соединить в одно и закатать в привычку 🙂


Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *