Atomic Redster FIS SL 15/16, стали жёстче

Лыжи Atomic Redster FIS SL 15/16 «стандартной» жесткости имеют обозначение 33/25, годом раньше было 37/27. Попробую разобраться, чем это грозит.

Atomic Redster flex number
Фломастером написана жесткость 33/25

Жесткость обозначается фломастером, кстати довольно быстро стирается. Цифры характеризуют прогиб носовой и пяточной части лыжи под определенной нагрузкой. Жесткость 37/27 раньше была у «массового» клубного цеха. То есть, если не заморачиваться жесткостью, то скорее всего раньше попались бы именно такие лыжи. Иногда встречались более мягкие лыжи 38/28. По отзывам они вели себя совсем по-другому, к ним нужно было заново прикатываться. Более жесткие лыжи среди моих знакомых не встречались, но лыжи 36/26 должны были вести себя как рельсы. А теперь получается жесткость (33/25) еще больше чем «рельсы» прошлого, позапрошлого и т.д. годов.


Жаргон «клубный цех» обозначает производство специальных моделей, которые распространяются по заказам от лыжных клубов. Они довольно сильно отличаются от «магазинных» лыж той же модели (но без слова FIS) по характеристикам и деталям. Нельзя сказать лучше или хуже, просто другие. В магазины они тоже попадают, поэтому о какой-то элитарности говорить не приходится.

Atomic Redster FIS SL 15/16
Atomic Redster FIS SL 15/16

При получении лыж мы их конечно «помяли» и  сравнили с предыдущей моделью. Новые лыжи не производят впечатление «дубовых», мнутся довольно эластично, но по-другому. Дома решил сравнить более тщательно со своими предыдущими лыжами двухлетней давности.

Atomic Redster FIS SL 13/14
Atomic Redster FIS SL 13/14

Мне приходится менять лыжи раз в два года, потому что стачиваются канты.

Ski worn edge Горные лыжи сточенный кант
Кант сточился до 0.4 мм

Думаю, что два года это средний показатель, встречаются любители, которые стачивают лыжи гораздо быстрее, тренируясь по «стеклянному» льду летом в Снежкоме. У многих лыжи «живут» дольше, все зависит от количества тренировок и жесткости покрытия. По моим наблюдениям, в последние, скажем, лет 8 характеристики лыжи деградируют гораздо медленнее, чем стачиваются канты. Не могу на этом настаивать, поскольку канты входят в систему жесткости лыжи, но в данном случае будем считать, что эти лыжи так и соответствуют написанной на них когда-то жесткости 37/27 🙂

Канты на новых лыжах, 1.25 мм Edge on new race stock ski
Канты на новых лыжах, 1.25 мм

 


Как уже упоминал, обозначение жесткости соответствует прогибу под определенным грузом. Копание интернета по величине этого груза привело к цифрам от 15 до 25 кГ. Видимо такое подобие «завеса тайны» потому, что жесткость не входит в обязательные характеристики лыж, да и вообще каждый производитель может обозначать ее по разному. Поэтому про миллиметры — вроде как точно, а про величину груза и куда его прикладывать, в сети информации не нашел.
Решил сравнить жесткость лыж со вставленным ботинком и, соответственно с креплениями. На фабрике, очевидно жесткость измеряется без креплений, иначе остались бы следы на платформе (а может быть, кстати, что и без платформы) . Рисунок прогиба может зависеть от положения ботинка на лыже.

Atomic Redster FIS mark of boot center
Метка рекомендованного положения середины ботинка

Обычно производитель ставит рекомендованную риску на лыже, которую желательно совместить с риской на ботинке, обозначающей середину. У Atomic Redster FIS по каким-то причинам эту риску найти довольно сложно. Она нанесена фломастером в виде точки и скрыта элементами платформы. Поскольку отверстия для креплений сделаны заранее, в моем случае максимальной совпадение составляет 3 мм, ботинок чуть сдвинут назад. В конце прошлого сезона для нашей конкретной горки сдвинул крепления на «два щелчка» вперед, в результате ботинок стоит на 12 мм вперед от рекомендованного. Геометрия «старых» и «новых» Атомиков Redster FIS SL совпадает, положение риски тоже, поэтому ботинки на них стоят одинаково.

Atomic Redster FIS SL 15/16 sag under load 19.2 kG

Так выглядит прогиб «новых» Atomic Redster FIS SL 15/16 под нагрузкой 19.2 кГ, приложенной к вставленному в крепления ботинку. Ботинок — еще 2.5 кг, да еще и крепления с платформой. Зеленым цветом отмечен рисунок изменения прогиба от  «только с ботинком, креплениями и платформой» до «то же самое + 19.2 кг».

Atomic Redster FIS SL 13/14 Sag under load 19.2 kGТак выглядит прогиб «старых» Atomic Redster FIS SL 13/14. Заметно, что прогиб больше. Это уже хорошо, разница могла бы быть и не заметна. Например, жесткость 37/27 и 38/28 отличалась бы на таком стенде всего на 1 мм, что вполне могло оказаться в пределах точности.

Просто для интереса измерил еще старые Фишеры.

Fischer RC4 Worldcup SL 11/12
Fischer RC4 Worldcup SL 11/12

Ботинок на них выставлен по рекомендованной риске.

Fischer RC4 Worldcup SL 11/12 Sag under load 19.2 kG

Для сравнения рисунков прогиба от всех трех лыж увеличил вертикальный масштаб в 10 раз.

Sag under load 19.2 kG on Atomic Redster FIS SL 15/16 13/14 and Fischer RC4 SL 11/12

Приятно отметить, что кривые прогиба у всех лыж «гладкие». Опасался, что ботинок, несмотря на наличие платформы будет несколько сдерживать сгибание лыжи в средней части, но этого нет совсем.


Очень приятно отметить (точнее — очень, очень рад 🙂 ) тому, что прогиб первых 15-и см от носка у новых Атомиков в точности совпадает со старыми. Можно ожидать, что так же будет совпадать «фирменная» атомиковская цепкость при входе в поворот, чего так не хватало на моем экземпляре Фишеров.

Далее к середине лыжи новые Atomic Redster FIS SL 15/16 действительно заметно жестче, но как это будет ощущаться в трассе сказать сложно. Дело в том, что для того, чтобы поставить лыжу на максимально возможный угол закантовки (он ограничен касанием склона ботинком), усилий нужно гораздо меньше, чем 20 кГ. То есть, если поставить лыжу на пол на кант под углом  и прогнуть, чтобы кант целиком коснулся пола, то усилий для этого много и не нужно. Поэтому вполне возможно, что конструкторы посчитали, что мягкость средней части у новых Атомиков вполне достаточная, а у старых была избыточной. Но это тот случай, когда ответ можно получить только на снегу 🙂

Интересно отметить, что у новых Атомиков положение минимума кривой прогиба несколько более сзади, чем у старых Атомиков и Фишеров. Сложно сказать, как это будет сказываться, но вполне возможно, что ощущение дуги будет чуть другое.

По рисунку прогиба пятки пока ничего интересного не заметил. У новых Атомиков пятка жестче, но сама кривая примерно такой же формы.

Atomic Redster FIS SL sidewall of 13/14 and 15/16 compareУ новых Atomic Redster FIS SL 15/16 конструктивно изменилась боковая стенка. Видна верхняя металлическая пластина. Такой конструктив не редкость у других производителей. Раньше у Атомиков (см на  фото слева) металлической пластины видно не было, «палуба» переходила плавно в боковую стенку, сохраняя рисунок. Смотрелось классно 🙂

Вполне возможно, что переход на традиционный конструктив связан с желанием увеличить жесткость, верхняя пластина у новых Атомиков явно шире.

Atomic Redster FIS SL Base side of 13/14 and 15/16И в заключение отмечу рисунок скользячки. Слева — старый Атомик, справа — новый. По всей видимости мода на «как бы» графитовую скользячку прошла. Или постулируется, что скользить нужно только на небольших графитовых полосках вдоль канта, а в середине все равно что. Пишут, правда, что там какой-то супер новый полиэтилен, который супер скользит, но так писали и несколько десятков лет назад  🙂
 
 

(Дополнено после катания)

Как ни странно, на снегу лыжи себя ведут так как и предполагалось. В поворот входят точно также цепко как и предыдущая модель и хорошо держат дугу, не стремятся потерять ее как только чуть «не дожал». По характеру лыжа стала другая, потеряла «норов», но стала более стабильной. Точнее, предыдущая модель лучше «пуляла» из поворота в поворот, но более остро реагировала на всякие неоднородности покрытия (которых более чем хватает 🙂 ). На средних дугах московского гиганта ведет себя лучше.

Ski_5_web
фото: Сергей Комлев, 09.01.2016

Вывод для себя могу сделать такой: лыжи Atomic Redster FIS SL 15/16 не стали жестче, они стали немного другими.


Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *