Воспоминание об Альгамбре играет Вадим Никитин

Воспоминание об Альгамбре (гитара)

История гитары оставила пока всего два значительных произведения, которые основаны на приёме тремоло. Это «Воспоминание об Альгамбре» (1896) Франсиско Тарреги и «Последнее тремоло» (1944) Августина Барриоса. «Воспоминание об Альгамбре» я услышал примерно 40 лет назад, сразу был шокирован, поскольку помимо прекрасной музыки было совсем не понятно, как это можно исполнить. Барриос по некоторым причинам дошел до Европы и до нас только ближе к концу 20-го века, и его «Последнее тремоло» не так известно. Конечно есть и другие удачные произведения на тремоло, но «Воспоминание об Альгамбре» пожалуй остается самым известным.

Альгамбра это мавританская крепость-дворец-сад в Гранаде (Испания). Что-то типа небольшого кремля. Построена в 13-14 веках как резиденция правящей семьи султанов. Вот вид сверху:

На оборонительное сооружение не очень похоже, что странно, поскольку с точки зрения истории мавры уже находились во враждебном окружении: 

В общем-то в этой истории реконкисты, то есть освобождения Испании от мавров, на самом деле много непонятного. Понятно когда добро побеждает зло, более высокая культура одерживает верх, национально-освободительное движение сбрасывает иго завоевателей. Альгамбра сразу заставляет сомневаться, что все это было так. Вот например, что можно подумать о злобных завоевателях маврах, глядя на эти стены?

Не хочу углубляться в историю, просто приведу несколько фактов. Господство мавров продолжалось 700 лет. Не слишком ли это много, чтобы говорить об иге? Именем мавра-завоевателя полуострова назван пролив Гибралтар. Завоевание полуострова было сделано совместными войсками мавров и византийцев, которые в то время назывались римлянами. Мавры «разбирались» с готами, которые появились на полуострове всего за 100 лет до этого, а изначально жили на Дунае между германцами и славянами. С этого места их согнали кочевники с востока гунны (яркий представитель которых — Атилла).




В 1896 году Альгамбру впервые посетил Франсиско Таррега, известность которого была к тому времени уже огромная.

Странно конечно, что Таррега наиболее известен сейчас тем, что музыкальную фразу из произведения для гитары «Гран вальс» использовала Нокиа в своем фирменном рингтоне. 

Судя по ученику и биографу Тарреги Эмилю Пухолю, Альгамбра подействовала на Таррегу примерно как описано выше. Культурный шок. Сразу после этого и появилось произведение «Воспоминание об Альгамбре», которое по-моему и передает ощущение культурного шока.

Слышал версию, что Таррега был особенно впечатлен обилием уютных фонтанов, поэтому передал звучание фонтанов в виде тремоло.




Честно говоря, не помню, где услышал это произведение в первый раз. Но сразу захотел играть. Педагог (Галина Иосифовна Владимирова) дала переписать ноты. Это было в 1979 году, 38 лет назад.

Чуть про тремоло. Большой палец (правая рука) играет аккомпанемент и второй голос, а первый голос играют три пальца (безымянный, большой и указательный) подряд по одной струне с огромной скоростью.

Произведение состоит из примерно двух равных по длительности частей, минорной и мажорной, каждую из которых нужно сыграть два раза. Меня хватало только на половину одного раза. Далее пальцы начинали заплетаться, а потом вообще двигались с трудом. На классической гитаре к тому времени играл один год. В принципе, для тремоло год это очень мало. Но и через год ситуация не особо изменилась. В рамках этой заметки про тремоло более рассуждать не хочу, скажу только, что через «внутреннего цензора» уровень техники прошел только сейчас. Хотя заметно притормозил из-за медиаторов Аляска Пик на пальцах вместо ногтей (подробнее здесь: Alaska Pik медиаторы для пальцев, двухлетний опыт), ногтями играть тремоло все-таки значительно проще 🙂

Музыка здесь:





Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *