И.С.Бах Прелюдия до мажор BWV 846. ХТК, том 1 Играет Вадим Никитин

Прелюдия до мажор И.С. Баха на гитаре

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) сочинил первый том сборника «Хорошо темперированный клавир» в 1722 году. Мне нравится версия, что это было просто учебное пособие для детей Баха. Открывает сборник прелюдия в тональности до мажор (нумерация по «Каталогу работ Баха» BWV 846). Это произведение плохо вписывается в «гитарный» диапазон, поэтому при «обычном» переложении для гитары тональность транспонируют в ре-мажор и шестую струну перестраивают в ре. Перестраивать струну мне не нравится, а удачное переложение в оригинальной тональности до-мажор пришлось поискать.


Придется немного написать о Бахе, о музыкальном произведении «прелюдия» и даже о версии музыкального исполнения канонического текста Аве Мария.

С детства воспринимал музыку Баха как «космическую». То есть, человек такую музыку сочинить не в состоянии. Позже сделал для себя вывод, что мистики здесь нет, просто после Баха музыка стала другая. На мой взгляд проще и понятнее. А если называть вещи своими именами, произошла деградация знаний в этой области.

Честно говоря, пожалуй единственная область знаний, где развитие идет постоянно, это изготовление оружия. Да и то эпизодически умудрялись терять технологии, например изготовления дамасской стали. В других отраслях формула «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться» нарушалась довольно часто. При этом часть знаний, которую невозможно запротоколировать, теряется мгновенно. И потом нужно заново ждать, когда количественные накопления приведут к новому качеству, которое может быть несколько другим.

И.С. Бах

Во времена Баха, точнее в эпоху возрождения, отношение к музыке было совсем другим, нежели потом и сейчас. Развитие определялось церковью, которая не жалела средств. Конечно речь идет о «церковной» музыке, извлекающей из человека божественные чувства. Но этот высокий уровень определял повышенные требования и к светской музыке и наверное к менестрелям и бардам тоже. На деле получалось, что «учитель» и «ученик» как правило были членами одной семьи. Обучение музыке начиналось с раннего детства, с нереальной нагрузкой. Денежное вознаграждение за владение музыкой было более чем приличным. Бах воспитал учеников, но видимо понимал, что уже зря. Во всяком случае под конец жизни постарался издать свои сочинения, которые лет на 100 осели в библиотеках. А потом стали восприниматься как «космические».

Прелюдия

Несмотря на такое название, ставшее поэтическим, прелюдия была задумана просто как разыгрывание перед исполнением основного музыкального произведения. Для этого нужно было «погрузиться» в тональность, то есть вспомнить сопряжение гармоний (аккорды), пройтись по нотам, которые используются (гаммы). Обучение музыке было другим, «не от нотной тетради» а от аккордов и используемых нот. К такому подходу вернулись в 20 веке в джазе, роке, а в народной музыке от него и не отходили. Грубо говоря, от прелюдии требовалось освежить гармонические ходы и потренироваться ставить пальцы на нужные места.

Прелюдия о которой идет речь построена просто на смене гармоний, совсем без мелодии. Тональность до-мажор это тональность с «самыми простыми» нотами, без диезов и бемолей (до-ре-ми и т.д). Параллельная минорная тональность — ля-минор. Три основных аккорда тональности до-мажор и три аккорда тональности ля-минор, всего шесть аккордов, позволяют подобрать аккомпанемент к любой песне (если не доводить до абсурда). Наверное отсутствие обилия диезов и бемолей связано с тем, что эти две тональности — «основные», позволяющую исполнить песню человеку с нормальным голосом. Во всяком случае обучение «дворовой» гитаре начинается с этих 6-и аккордов (сначала три «блатных», а потом еще три, чтоб совсем супер 🙂 ).

Казалось бы, что такого можно напридумывать просто перебирая аккорды на гитаре, начиная с самого обычного аккорда «С» на первом ладу? Но сразу после этого аккорда и начинается «космос». Оказывается очень важно как аккорды переходят, а точнее «перетекают» друг в друга, иногда просто через нестандартные на мой современный слух ходы, а иногда через дополнительные к трезвучию ноты. Наверное самое время послушать 🙂

 Для видеоряда подобрал подходящие из своих фоток

Аве Мария

Через 130 лет, в 1852 году французский композитор Шарль Гуно (Charles François Gounod  1818-1893) сочинил мелодию на гармонии прелюдии Баха. Еще через семь лет на эту мелодию был наложен канонический текст молитвы Аве Мария (в переводе это «Славься, Мария» или «Радуйся, Мария»). Начиная с эпохи возрождения на этот канонический текст стало принято сочинять музыкальные произведения для голоса. Произведений с названием «Аве Мария» довольно много.

К этому времени к прелюдии Баха добавили один аккорд, посчитав, что его не хватает.  Точнее его добавил Кристиан Швенке (Christian Friedrich Gottlieb Schwencke)  между тактом 22 и 23. Потом этот аккорд снова убрали, поэтому в современных нотах его нет.Когда мы делали запись Гуно-Бах, пришлось повозиться, пока это не выяснили.

С моей точки зрения вполне естественно, что прекрасный гармонический ряд был дополнен мелодией. Но мне немного не нравится, что сама прелюдия ушла при этом в аккомпанемент, поэтому «перетекание» гармоний не так заметно. В общем-то можно было бы и аккомпанировать на стандартной аппликатуре «дворовых» аккордов, простым «боем», впечатление было бы примерно таким же 🙂

Вот запись гитара-флейта. Гитару пришлось использовать электрическую, чтобы выровнять громкость. Флейта играет значительно громче 🙂 Играем с Александром Поповым.

И со скрипкой, ведущая партия — Юлия Соломенцева.


Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *