Восстановление (проточка) кассеты велосипеда

Хочу поделиться опытом восстановления кассеты (задних звездочек) велосипеда. 

Моему бюджетному байку примерно 10 лет. Затрудняюсь сказать сколько всего на нем наездил, но за четыре последних сезона примерно 10 тыс. км, из которых 8.5 тыс. по шоссе и 1.5 тыс по лесу. В принципе, нет ничего странного в том, что цепь стала проскакивать по кассете (задним звездочкам) под нагрузкой. Но все равно это случилось как-то неожиданно.

Началось все с того, что на длинном тягуне на трассе КК-марафона в Альфа-Битце, цепь стала иногда сползать с большой звезды системы на соседнюю среднюю. Tools_chainСделал из этого вывод, что цепь растянулась, измерил калибром — действительно так и есть. На этот случай была припасена, как считал более крепкая цепь, Shimano HG, для 6-7-8 скоростей. Кассета 8-и скоростная, 11-30 зубьев. Обычно ставил цепи КМС на 8 скоростей, но последние такие совсем бюджетные цепи из соседнего Декатлона растягивались в лесу  довольно быстро. С этой новой цепью ехать стало совсем плохо, цепь проскакивала, причем почти на всех звездочках. Насколько читал, при износе кассеты цепь сначала проскакивает на «любимой звездочке», или на 1-2 из средних. Причем это должно происходить постепенно. То есть, совсем не так как в моем случае. Заметил стикер на большой звезде системы «использовать только цепь Shimano IG». Копание интернета показало, что IG более узкая цепь, причем такая же как КМС на 8 скоростей, а HG скорее подходит для 6-7 скоростей, а на 8 может задевать за зубья соседних звездочек. Поставил снова старую растянутую цепь КМС, все стало нормально, опять появилась «сильная педаль», цепь не проскакивала. Осмотрел кассету, следов износа не заметил. На всякий случай проверил интернет-магазины, подозрения подтвердились, таких кассет больше не продается. Все-таки 10 лет прошло, теперь кассеты на 8 скоростей редкость, а кассета с большой звездочкой всего-навсего 30Т вообще не встречается. Можно купить на 36 зубьев, но скорее всего тогда придется менять и задний переключатель. В Декатлоне бюджетных цепей КМС на 8 скоростей не оказалось, пришлось заехать в «Соколя» и заодно убедиться, что кассет 11-30Т там тоже нет.




Замена цепи на «привычную» для моего байка мало что дало. Цепь проскакивала меньше, чем Shimano HG, но вкручивать все равно было невозможно. Значит дело все-таки в кассете. Так много написал, чтобы было понятно, что прогресс в развитии велосипедных кассет  припер к стенке. Поэтому другого способа выйти из этой ситуации как попробовать проточить кассету я не придумал 🙂

Cassete_1Кассета состоит из «сборки» на 6 звезд и двух отдельных звездочек. Повторный осмотр опять мало что дал. Кассета выглядит великолепно, сверкает никелем, грани четкие. Совсем не так представлял себе изношенную кассету 🙂 Вот звездочки покрупнее.

Cassete_2

Как ни странно, можно сказать, что так и должно быть. Когда проводил исследование по рывкам цепи, то выяснил, что ролик цепи сходит с зубца при подъеме всего на 0.4 мм. Поэтому такую выработку (округлость зубца) можно и не углядеть. К тому же цепь соскакивает не со всех зубьев, а возможно даже с одного на звездочке. Поэтому его нужно найти. Cassete_3

Вот эти два выглядят довольно подозрительно. Есть наклеп, который мог образоваться только за счет выработки. Сложно сказать, сопоставим ли такой дефект с размером 0.4 мм.Cassete_4

А здесь одинокий зубец среди совсем хороших, но с более заметным наклепом. В общем, приятного мало. Если это называется «износ кассеты», то как-то все совсем неправильно устроено в этом узле.

Shtangel

Скорректировать такой небольшой износ не очень сложно. Нужно снять наклеп и слегка проточить зубец, исходя из предположения, что верхушка рабочей части зубца слегка стесана, то есть нужно сделать кромку более «крутой», чтобы ролик цепи лучше держался.


Причем сделать это лучше сразу на всех зубьях, поскольку на вид они все примерно одинаковые. Для этого нужно измерить диаметр ролика цепи и взять камушек примерно такого же размера для «дримеля».Dremel

Потом нужно пройтись дримелем с камушком по рабочему участку каждого зубца. Это не долго и не сложно. Кассету, кстати, можно и не снимать с колеса. Да и колесо с велосипеда.Cassete_Fin0

Честно говоря, слабо верилось, что эта «косметическая» процедура что-то даст. Кассета с виду совсем не изменилась, лучше выглядеть не стала 🙂Cassete_Fin1

Тем не менее, результат есть и он ошеломляющий. Вернулась «сильная педаль», цепь не проскакивает в принципе. Глядя на кассету, захватывает дух, если представить сколько раз можно ее обновлять таким способом. Скорее всего пока хватит плоской части зубьев. То есть очень много раз. Или, соответственно, очень много (десятков) лет 🙂




VadimN-150x150Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Восстановление (проточка) кассеты велосипеда: 14 комментариев

  1. Здравствуйте. Есть ли у вас опыт по восстановлению проточке зубцов на передних звёздах? Износились зубцы на самой большей 48 зубцовой звезде. Система 48-38-28.

    1. Да, делал точно так же. Проблем не заметил. Правда, звезда стальная и износ небольшой, не до «состояния пилы» 🙂

      1. Проточил зубцы дримельком спереди на самой большой 48-й звзеде- цепь всё равно проскакивает. Зубцы изношены- не до состояния пилы. Попробывать ещё раз проточить зубцы чтобы цепь не проскакивали.

        1. Да, рекомендую попробовать еще раз. Нужно обратить внимание, чтобы ролику «удобно» зацепляться было, то есть, чтобы уклон от зуба не как в пиле был, а направлен более по радиусу.

  2. Доброго времени суток, Вадим. Можно ли проточить кассету, не снимая ее с велосипеда?

    1. Да, можно. Снимал в первый раз только и заднюю (кассету). Переднюю (систему) протачивал не снимая и потом заднюю еще пару раз для профилактики, не снимая 🙂 Дримель рулит 🙂

  3. Ширина плоской части зубьев на «любимых» звёздах меньше половины от той, что была на новых. Следующий цикл приведёт к тому, что зубья станут треугольными. Много раз восстанавливать не удастся.

  4. Доьрый день. Сегодня проточил зубцы и между зубцами на 48-й звзезде дримельком меньшего диаметра. Цепь всё равно на самой передней 48 проскакивает- может быть ещё дело в самой цепи мерял штангелем вместо 119 мм 121 мм или 121.5 мм

    1. Игорь, насчет цепи мне сложно посоветовать, я измеряю износ специальным приспособлением, а сколько при этом мм — не знаю. Есть еще метод, на большой звезде — потянуть за пин и посмотреть, насколько он отходит. Должен отходить, но немного. А если много, то может и проскакивать из-за этого. Но в миллиметрах это тоже не измеряется, только на глазок в соответствии с опытом 🙂

  5. Добрый день. Если пин отходит на большой звзеде сильно jn[jlbn — проточка может не помочь?

    1. Игорь, затрудняюсь ответить, у меня нет опыта использования растянутой выше допустимого цепи 🙂 Рекомендую все-таки приобрести индикатор износа, штангелем, насколько читал, не всегда получается сделать однозначный вывод 🙂

      1. Добрый день Вадим. Штангель это тоже калибр для измерения степени износа велосипедной цепи. Вот методика
        Итак, устанавливаем на инструменте 119 мм, просовываем его в цепь внутренними губками и раздвигаем их до упора. Смотрим результат.

        От 119,7 до 120,6 мм — нормальный износ, замена цепи не требуется.
        От 120,6 до 120,9 мм — требуется замена цепи, возможен период приработки цепи к кассете и взаимно.
        Более 120,9 мм — надо менять и цепь, и кассету. У меня после замера вышло 125 мм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *