Восьмое седло для велосипеда (часть IV). Вентилируемость седла

При достаточно длинных перегонах возникает проблема вентиляции «экосистемы пятая точка — седло». В этой заметке рассмотрю возможность седла поддерживать такую вентиляцию, да и вообще подробно остановлюсь на том, чем грозит недостаточность вентиляции. Это с моей точки зрения гораздо хуже, чем если седло не подходит по геометрии, продольному профилю или жесткости.

saddle_60При катании на длинные дистанции с долгими перегонами (типичные цифры дистанция от 50 км, перегоны от 10 км) в системе «пятая точка — памперс — седло» достигается некая стабилизация процессов. saddle_52Пятая точка равномерно давит на седло, седло в свою очередь пробивает пятую точку неровностями дороги. Ноги активно работают как шатуны, часть этих движений передаются на кожу, памперс, швы и складки (если есть) велотрусов. А сквозь всю эту систему потоком идет пар и жидкость (пот, то есть). Конечно желательно, чтобы эти солевые потоки не задерживались на границе с седлом. Это и зависит, как я понимаю от того, насколько седло может обеспечить такую вентиляцию. То есть, под термином «вентиляция седла» в этой заметке буду подразумевать свойства седла «дышать», пропуская через себя испарения и жидкость.



Нужно подчеркнуть, что вентилируемость зависит и от техники катания. В частности, нужно себя заставлять не реже чем раз в 15 минут крутить стоя оборотов по 10-15 педалей. Но в этой заметке на технике останавливаться не буду.

Saddle sores

saddle_42Иногда в процессах системы «пятая точка — памперс — седло» что-то идет не так. Ощущается это пятой точкой как всякие неприятности. В рунете типичный термин: «пятая точка не дружит с седлом». В англо-язычном интернете эта проблема обозначается как saddle sores (боли от седла, или еще можно перевести как болячки от седла, т.е. боли, приводящие к последствиям). Подходящего термина в русском не нашел, поэтому буду называть так. Нужно признать, что на настоящий момент в рунете информации о saddle sores не очень много, впрочем и вопросы часто возникают от тех, кто катается по полчаса раз в неделю. saddle_43Поэтому советы сводятся к тому, что катать нужно больше, еще больше, и все образуется.
Ну и заменить седло на Брукс (Brooks), настоящее кожаное седло (из цельноформованной кожи), и прикатать его километров 200.

В англоязычном интернете saddle sores рассматривают больше как медицинскую проблему у велосипедистов с достаточным накатом. Иногда пишут, что вообще говоря основная причина не известна, но часто сходятся на том, что причины две — натирание и бактерии. saddle_44Соответственно, основное средство профилактики chamois cream — «крем для памперса» (что-то типа вазелина с антибактериальными добавками, но в идеале на такой основе, чтобы выстирывался из памперса). С такой панацеей, впрочем согласны далеко не все, в том числе и я, поскольку крем (особенно, как часто советуют в «лошадиных» количествах) начисто убирает вентиляцию системы. С моей точки зрения есть еще одна причина для saddle sores, которая очень проста и скорее всего первична: пот разъедает кожу. Все эти причины для наглядности свел в таблицу: получается, что на пятую точку идет физическое, биологическое и химическое воздействие.

saddle_41

Пройдусь по нижнему ряду применительно к теме: вентиляция системы «пятая точка — памперс — седло», слева направо. Наминание пятой точки было рассмотрено в предыдущей заметке про жесткость седла, к теме «вентиляция» не относится.

Натирание кожи

Натирание, как уже упоминал, часто называют главной причиной, причем к вентиляции это относится так: мокрое натирает быстрее. Пока все сухо, не натирается, но если повлажнело, в жару например, то все выступающие детали велотрусов и памперса сразу натирают.
saddle_493Скорее всего это идет из бегового марафона. При беге на длинные дистанции приходится обильно смазывать вазелином все, что хоть как-то трется , даже места соприкосновения рук с телом. saddle_46С моей точки зрения при езде на велосипеде все не так.

Я не бегал марафоны, поэтому могу судить о профилактике в беге только по отзывам. Проблемные места это там где соприкасаются части тела (верх ног и руки-туловище) или тело с одеждой и обувью. Конечно, проблема натирания при езде на велосипеде тоже есть. Но первой причины нет в принципе (части тела не трутся друг о друга), разве что если седло слишком широкое, то натираются внутренние поверхности бедер. Контакт с одеждой, если велоодежда впору, устроен так, что внутренних перемещений тело-одежда нет. Про велообувь и говорить нечего, нога там неподвижна, ее можно только намять, но не натереть. Тем не менее, на длинных дистанциях конечно натертости могут случиться там где швы, границы велоодежды и даже в предмете рассмотрения заметки — пятой точке. Но обычно это не является неожиданностью и неплохо контролируется.



Насчет того, что влажная одежда натирает быстро и резко. Да, это общее правило. Перешел речку вброд — стер ноги. Но при езде на велосипеде не так. У меня было несколько «дождевых» бреветов, когда вся одежда была равномерно мокрая, можно сказать, что несколько часов подряд промывалась на ходу чистой дождевой водой.

2015_Autumn1_Fin_Nik2
После финиша «дождевого бревета — 200 км», фото: Дмитрий Гаврилов.

Никаких последствий для пятой точки, да и любых других не было в принципе, хотя вся кожа была распаренная как в детстве после ванны. В отличии от бреветов в жару, когда иногда пятая точка «сгорала», причем совсем неожиданно (мои бреветы «короткие», по 200-300 км, прохожу обычно перегонами 60-100 км). В общем, для коротких бреветов не могу согласиться с тем, что есть проблема натирания. Соответственно, chamois cream — крем для памперса, вазелин и т.п. не нужны. Для многодневных бреветов все может быть совсем не так, для меня это — терра инкогнита. Но тем не менее, причина saddle sores (в моем случае) не в натирании. Хотя первые симптомы — покраснение и жжение кожи и эффект внезапности типа «прозевал» —  очень похожи 🙂

Бактериальная атака

Пара фактов из интернета.saddle_53

  • Количество бактерий, живущих в человеке превышает количество клеток человека в 10 раз.
  • Количество бактерий на кожных покровах человека существенно превышает количество бактерий в остальных частях и внутренних органах человеческого организма.

saddle_45

Понятно, что гигиена на первом месте и стартует велосипедист с чистейшей кожей и чистейшей велоодеждой, памперс которой содержит, как пишут, антибактериальную пропитку. Но через три часа по жаре, почему-то интерфейс «пятая точка — памперс» стерильным никто не считает 🙂



Бактериальная атака проявляется в виде фолликулита, воспаление верхнего отдела волосяного мешочка. Волосика при этом может и не быть видно. Фолликулит имеет не меньше десятка разновидностей от разных возбудителей. Воспаление может осложниться фурункулами (в обиходе — чирей). С таким заболеванием многодневное катание (самого разного уровня) скорее всего прекратится, и при этом весьма вероятно обращение к врачу. Думаю, что именно поэтому врачи и считают бактерии основной причиной saddle sores. И конечно для профилактики советуют chamois cream лопатами. saddle_54Может ли хорошая вентиляция системы «пятая точка — памперс — седло» убрать бактериальную атаку? Конечно! Ведь бактерии, которые живут на коже не приводят к неприятным последствиям в обычных условиях. Они активизируются из-за изменения баланса на коже: температура, влажность, пресловутый «кислотно-щелочной баланс».saddle_31 Хорошее проветривание может оставить баланс как до поездки. Но для хорошего проветривания никакого крема-вазелина быть не должно!
Памперс должен заниматься «любимым делом» — отводить влагу от тела и выводить ее наружу, а не служить резервуаром для хранения старого вазелина 🙂

Есть еще вопрос о скорости бактериальной атаки. В сети не нашел информации по запросу «скорость распространения фолликулита». Из общих соображений думаю, что сыпь выступит на следующий день, а соответственно начальное «жжение» из-за воспалительного процесса самое раннее часов через пять после нарушения баланса. Получается, что не ранее, чем через 7 часов вкручивания. Поэтому, если пятая точка стала «гореть» раньше, то дело скорее всего не в бактериях.



Закрывая вопрос о chamois cream скажу, что конечно пробовал, причем регулярно, извел одну банку за сезон самого дорогого и пол-банки более бюджетного, закупил еще банку. Но не открыл. Потому что никакого толка от крема для меня так и не было. Держу банку про запас на случай, когда все средства будут хороши 🙂 Судя по отзывам в сети это типичный случай 🙂

Химия. Разъедание кожи потом

Как-то несколько лет назад вкрутил по набережным в теплый солнечный день 100 км. День был не жарким, а в конце особо не гнал, к дому подъехал совсем не «взмыленный». Когда ехал в лифте, то в зеркале обратил внимание, что все лицо в белом налете соли. Инстинктивно стал стирать рукой белый налет, и в этих местах кожа сразу стала краснеть. saddle_47Это и есть раздражение от химии, по симптомам похоже на ожог. При долгом катании через организм прокачивается большое количество воды, которая выходит на поверхность кожи в виде какого-то сложного раствора. Далее испариться может только вода, а все что было в растворе, осталось на лице. saddle_48Мне сложно судить, что именно в этом растворе может разъедать кожу (судя по тому как ест глаза если попасть под дождь, то щелочи там больше, чем в хозяйственном мыле 🙂 ), но думаю, дело в количестве этого «белого налета». Небольшое количество кожа держит, а начиная с какого-то момента «горит», т.е. краснеет и истончается.

Конечно не хотелось бы сравнивать лицо с пятой точкой, но судя по ощущениям, там происходит примерно то же самое. Начиная с какого-то количества «вещества» кожа перестает держать «втирание» или «вдавливание». Процесс может начаться ступенчато, но заметить этот момент сложно. Это может быть легкий дополнительный нагрев кожи, неразличимый в широкой гамме ощущений в интерфейсе человек-дорога, или легкое жжение. Иногда вообще становится заметно, что что-то было только потом под душем. saddle_492Но ожог есть ожог, кожа восстанавливается долго (за ночь, если катание вовремя закончилось, плюс бальзам «Спасатель» в помощь). saddle_49А если «запустить», то придется ехать стоя. В бреветах 1200 нередки случаи, когда люди едут так последние 200 км. Или, если пятая точка сгорела раньше, то сходят. Таких рассказов хватает и у профессиональных гонщиков, иногда срываются многодневные гонки.



Памперс как и остальная велоодежда в жару далеко не сухие, через них прокачивается жидкость. Поэтому, конечно, памперс в зависимости от количества может не справиться с потоком, и тогда находящейся на его поверхности субстанции может оказаться достаточным для разъедания кожи. И это только начало 🙁  Такая ослабленная кожа будет прекрасной мишенью для остальных причин: бактериальной атаки, натирание и наминание. Все, приехали 🙁

Вентиляция

По возможностям поддерживать вентиляцию системы «пятая точка — памперс — седло», конструкции седел можно разделить на три категории: плохо вентилируемые (обычные седла), «дышащие» (из формованной кожи) и с идеальной вентиляцией (седла, которые скорее состоят из дырок).

saddle_51Обычное седло состоит из трех слоев. В самом низу платформа, или скорлупа, обычно из пластмассы или с примесью карбона, в общем воздух через материал скорлупы не проникает совсем. В принципе можно сделать в ней отверстия, но задача платформы — держать нагрузку, поэтому «по умолчанию» отверстия там если есть, то только для выравнивания параметров гибкости и прогиба. Далее наполнитель, количество и качество которого определяет жесткость седла. saddle_55Тоже можно считать, что вентилируемости ноль. Если и есть в седле «технологическое отверстие в носике», то это на вентилируемости области нагрузки пятой точки не сказывается. Наконец, сверху обивка, которая может быть от нулевой воздухопроницаемости, до максимально возможной, например на моем седле обивка из перфорированной кожи. Но кожа, тонкая, поэтому вряд ли это существенно сказывается на вентилируемости седла в целом. Понятно, что такая конструкция может дать седло с предсказуемыми свойствами, поскольку каждый слой берет на себя свою функцию. Но мне не понятно, почему бы не дополнить каждый слой вентилируемостью. Думаю, что просто задача такая не стоит.


Седло из цельноформованной кожи
saddle_56состоит из рамки и толстой, способной держать вес велосипедиста кожи, которая опирается на рамку сзади и спереди, с возможностью «подтягивать гамак» винтом. Делает такие седла, конечно не только Брукс (Brooks), на фото, кстати не Брукс. Жесткость и адаптация к пятой точке определяются свойствами кожи. Кожа материал натуральный, свойства не настолько предсказуемы как у искусственных материалов, кроме того кожа изменяет свои свойства со временем и в зависимости от условий эксплуатации. Кроме этого видимо нагрузка на рамку больше, чем у седел обычной конструкции с платформой, поскольку судя по отзывам можно сделать вывод, что рамка ломается чаще. Поэтому отзывы об удобстве и жесткости и качеству противоречивые. Но с вентиляцией все стабильно. Она обеспечивается способностью кожи «дышать», впитывать и пропускать через себя влагу. Немного, но видимо этого достаточно, чтобы поток влаги и испарений системы «пятая точка — памперс — седло» не задерживался на поверхности седла. Насколько можно судить по отзывам в интернете, для многодневных велосипедных поездок кожаное седло — «билет в один конец». Пользователи, которые перешли на него, обратно не возвращаются. Вот пара велосипедов, подготовленных для бревета «Париж-Брест-Париж» — 2015, постарался выбрать типичные велосипеды: современный удобный велосипед с карбоновой рамой и кожаное седло.IMG_29025726349853_48dd5887faКак ни странно, некоторые производители делают в линейке кожаные седла с характерными заклепками сзади как у цельноформованных, но с платформой, а сама кожа тонкая, только обивка. Конечно такие седла по вентиляции от «обычных седел» не отличаются.

saddle_57Седла «из дырок» типа Spider (паук). На таком седле австралиец Майлс Смит (Miles Smith) пытался (или проехал, судя по его сайту не понятно) за год 122 535 км (это в среднем 366 км в день). Такие седла делает несколько производителей. Конструкция, по сравнению с двумя вышеперечисленными новая и, возможно еще «не устоялась». Есть более прочная конструкция с двумя слоями и есть более мягкая с гелевыми вставками. saddle_58

Возникают вопросы к жесткости, форме и прочности седла при падении велосипеда (есть отзывы от том, что отламывается носик), но в плане вентиляции вопросов нет и быть не может. Седло типа «спайдер» обеспечивает максимально возможную вентиляцию системы «пятая точка — памперс — седло» и этого, судя по пробегу Майлса Смита достаточно для длительных многодневных поездок.

Подводя итог темы «вентилируемость седла», да и всей серии заметок про выбор n+1 седла так, чтобы выбор не стал очередной ошибкой, хочу подчеркнуть, что это только мое мнение, уж очень все индивидуально 🙂




Катание с долгими однодневными пробегами заставляет окунуться в тему необходимости выбора седла. Это и геометрические параметры, и жесткость, и вентилируемость. Да и вес с эстетикой. Длительные пробеги дали мне возможность прочувствовать пожалуй все виды saddle sores, но они ни разу не были критичными, поскольку можно было просто не кататься на следующий день. В этом случае вполне можно остановиться на современном седле «обычной конструкции». Для «многодневок» нужно конечно подходить более ответственно.

saddle_59


Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы



Восьмое седло для велосипеда (часть IV). Вентилируемость седла: 2 комментария

  1. Добрый день. Писали что обычные современные сёдла с платформой плохо вентелируемые- из кожезаменителя следует понимать. Доводилось ездить на сёдлах из кожзама? Какие свойства таких сёдел? Что скажете про такие сёдла?

    1. Игорь, добрый день. Честно говоря, разницы не заметил 🙂 В смысле между седлами с обивкой из кожи или из «не кожи». На цельноформованных кожаных седлах не катался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *