В этой заметке дано описание кольцевых велосипедных маршрутов из городка Мюллюкоски (Коувола) на 23 и 47 км. Как писал ранее, это были первые поездки в сезоне 2014, в середине апреля. В Москве было еще грязно и пыльно. Некоторые катались, но мне было жалко легкие. В Финляндии на дорогах значительно чище. Думаю, это связано с тем, что зимой дороги не поливают реагентами, а посыпают гранитной крошкой. Как сойдет снег, ее убирают и все, дорога как летом. А у нас нужно, чтобы прошло пару недель тепла для того, чтобы дороги можно было вымыть. Вторая причина пыли — отсутствие листвы. Здесь мы в равных условиях с Финляндией, но пыли там в апреле все-таки значительно меньше. У нас было два дня. Первый заезд сделали на 22.7 км. Проехали к югу от Мюллюкоски, вокруг реки Кюмийоки (река Куми). С 1741 по 1809 по этой реке проходила граница между Россией и Швецией, в России тогда эту реку называли Кумень (видимо от шведского названия реки Kymmene).
Вряд ли можно сказать, что в апреле живописно. К тому же, не смотря на солнечные и безветренные дни было довольно холодно. Но дороги пустые и хорошего качества. На фото мы на дороге вдоль реки с севера на юг. Река скорее ощущается, чем проглядывает. Но с моста на южном развороте маршрута река впечатляет. Широкая и полноводная. На берегу кое-где еще был виден лед.
Затем поехали обратно, причем по появившейся велодорожке. Велодорожки представляют собой как бы однополосную дорогу, проложенную параллельно основной. Эта дорога так же является пешеходной зоной. По правилам, если есть велодорожка, то велосипедист должен находится на ней. Пешеходы, которых в Финляндии не очень много, по всей видимости это тоже знают, поскольку никогда не занимают всю дорогу. Более того, если человек идет с собакой, то собака идет не по дороге, а по траве, а человек старается идти по краю дорожки (совсем не как у нас 🙂 ). Иногда велодорожка идет вдоль трассы вне населенных пунктов, при этом активно используется для спорта, помимо велосипедистов еще беголыжники на лыжероллерах и бегуны. И, разумеется, всегда есть в населенных пунктах. Это к тому, что на такие дорожки в населенных пунктах мы не торопились сворачивать с основной дороги, рассматривая их скорее как пешеходные, все-таки.
На следующий день заложили кольцо в 47.1 км вдали от реки. Получилось с заметными горками. Но, главное, значительный участок дороги (отмечен коричневым на схеме) оказался не очищенным от гранитной крошки. Сама дорога из хорошего асфальта, но сверху 2-3 см плотной крошки. Подумали, что не успели убрать после зимы. Позднее выяснилось, что это не так. С некоторых участков дорог крошку не убирают вообще. Как узнать это при прокладывании маршрута, я так и не понял. Поиск по местным форумам с гугль-переводчиком ничего не дал. Далее буду обозначать такие участки, по которым пришлось пробираться.
Вадим Никитин