Велосипедная цепь и жидкий парафин

Велосипедная цепь и жидкий парафин

Велосипедная цепь это часть трансмиссии, расположенная на открытом воздухе. Поэтому с одной стороны велосипедную цепь нужно поддерживать в смазанном состоянии, а с другой стороны к маслу прилипает грязь, превращая его в абразив. Лучше всего решить задачу, поместив цепь в защищенный от грязи контейнер. Видел на Кикстартере такое решение, но средств для начала производства собрать не удалось. Поэтому приходится искать компромисс, о чем и пишут производители смазок для цепи. То есть, создается такое масло, которое там где надо смазывает, а там где не надо не притягивает грязь. Не могу сказать, что перепробовал много смазок, но те которые попадались все равно изрядно пачкали цепь. В заметке хочу поделиться решением из двух жидкостей. Масло смазывает, а пленка из парафина защищает от грязи.

Обычная смазка цепи

Для начала нужно прояснить, где в цепи должно быть масло. Трущаяся и поворачивающаяся часть звена цепи находиться в сочленении. Это т.н. «пин» (ось), на этой оси ролик, и по краям по две боковушки звеньев. Все эти части интенсивно трутся друг о друга и протягиваются по зубъям звезд. А вот вне этой зоны сочленения масло нежелательно, потому что оно хорошо притягивает грязь.

Существенная особенность велосипедной «многоскоростной» цепи — внутренний диаметр ролика заметно больше, чем пин (ось). То есть ролик на оси как бы болтается. Точнее не на оси, а на выступах внутренних щёчек. Эти выступы внутри не соприкасаются, остается щель. Да и между роликом и боковыми стенками тоже щель достаточная для легкого проникновения грязи.

Стрелкой обозначено внутреннее околопиновое пространство — «контейнер для грязи»

Такая конструкция связана с необходимостью легкого перехода ролика со звезды на звезду и с необходимостью эластичности цепи к перекосу.

На «классических» цепях ролик тоже больше, чем пин, но между роликом и пином помещается еще дополнительный подшипник скольжения, типа втулки.

«Классическая цепь» (схема из Википедии). Цифрой 4 обозначена втулка, вместо которой на велосипедной многоскоростной цепи — пустое место

Наверное такая конструкция должна быть на односкоростных велосипедах. Во всяком случае на велосипедах предыдущей эпохи вопросов ухода за цепью особо не возникало. Как и вопросов замены цепи, насколько помню.


Получается, что изобретение системы передач для велосипеда в виде большого количества звезд привело к некоторому «издевательству» над цепной передачей. В заметке Восстановление (проточка) кассеты велосипеда рассмотрено «издевательство» над звездами, у которых спилены кончики. Теперь выясняется, что и из цепи выкинуты подшипники скольжения на пинах, а вместо них пустоты — контейнеры для грязи.

В общем, возможность переключать передачи сделана за счет издевательского отношения к ресурсу цепной передачи 🙁

Чуть о ресурсе цепи, поскольку он зависит и от смазки. При эксплуатации цепь растягивается. Скорее всего «разбивается» крепление внутренних пластин на оси. Растягивание цепи происходит из-за двух причин. Первая, и с этим ничего не поделать, просто растягивание, поскольку цепь передает усилие. Отверстие во внутренних щёчках становится овальным, а на пинах может появиться проточка (в зависимости от соотношения твердости материалов пина и щёчки). Вторая причина — это как раз просто истирание места контактов щёчка-пин-ролик грязью и/или отсутствием смазки. Это наиболее заметно при эксплуатации в плохих условиях. Как-то слышал о «грязевой» гонке вокруг озера на 80 км, которая у всех участников привела к необходимости замены цепи.

Итак, между роликом и пином есть пространство, которое при смазке цепи заполняется маслом. При работе цепи ролик, поскольку «болтается» на оси, масло это взбивает и выдавливает наружу через щели между роликом и боковушками звеньев. Масло оседает на зубьях звезд, хватает грязь и пыль и потом уже в виде густой абразивной субстанции заталкивается зубьями через эти же щели в «контейнер» между пином и роликом. Поэтому цепь рекомендуют серьезно мыть. Так, чтобы вся эта гадость выполоскалась через щели. Считается, что если цепь снять, засунуть в пластиковую бутылку, залить бензином и хорошенько потрясти, то грязь выполоскается. Мне, честно говоря, не особо верится.


Далее можно много рассуждать, но думаю, нужно остановиться на том, что между роликом и пином есть контейнер, в котором всегда желательно иметь свежее масло. При ударах ролика о зубья масло выдавливается наружу вместе с грязью и прилипает к цепи. Поэтому если поддерживать цепь в чистом состоянии, то скрытые полости будут скорее промываться, чем загрязняться.

Постепенно пришел к такому обслуживанию цепи. Цепь поддерживаю в чистом снаружи состоянии. Попросту протираю тряпочкой, когда цепь становится грязной. Пробовал и снимать и мыть специальной машинкой, но лень победила 🙂 . Смазываю цепь «попиново», то есть одну каплю на каждый ролик. После того как прокапаю всю цепь, прокручиваю несколько оборотов педалей (ролики становятся грязными). Потом тряпкой опять протираю цепь, пока она при кручении не будет оставаться более менее чистой. Ничего оригинального в этом нет, это один из способов смазки. При этом масло проникает туда, где должно быть и убирается оттуда, где оно кроме как собирать грязь ничего не будет делать. Кстати, как уже упоминал, видимо есть уникальные масла, которые не собирают грязь, а даже наоборот куда-то ее девают. Но мне не попадались, хотя и задачу поиска не ставил. В обслуживании четыре велосипеда, на них уходит за сезон 1-2 флакончика смазки. Попадались и разной вязкости и даже разных цветов, например изумрудно-зеленого. Принципиальной разницы не заметил.

После катания или просто по мере загрязнения протираю цепь. Сначала после смазки «выдавливается» много грязи, потом все меньше и меньше. А потом, если конечно погода сухая, цепь остается чистой. Для меня это критерий, что масло «в контейнерах» вокруг пинов закончилось и смазку нужно повторить. Некоторые пользуются другими критериями периодичности обслуживания: звуками цепи (свист или скрип — не знаю, не слышал ни разу), по километражу и т.д.  Протирать цепь не очень просто, поскольку смесь грязь-масло довольно сильно прилипает. Правильнее сказать, что цепь приходится оттирать. Можно перед протиркой брызнуть спреем или еще чем вонючим, но для меня это не подходит, потому что велосипеды хранятся в квартире.

Ничего нового пока не написал, просто приходится акцентировать один из возможных подходов к обслуживанию цепи. Кстати, можно и не обслуживать вообще, такой опыт у меня тоже есть, но с какого-то момента стала очень нравиться чистая цепь и звезды.

Обычный («твердый») парафин

Надо сказать, что варка цепи в парафине описана в сети достаточно хорошо. Имеется в виду твердый парафин вместо масла. Для этого нужно снять цепь и погрузить ее в расплавленный на водяной бане парафин. Слегка пошевеливать, пока не перестанут выходить пузырьки воздуха из «околопиновых контейнеров». Потом вынуть цепь, дать парафину застыть и ставить цепь на велосипед. Грязь к такой цепи не пристает, поскольку липнуть не к чему. При движении характерный стрекот, поскольку нет масла. Пробег такой цепи с парафином, но без масла и грязи оказывается не меньше, чем с маслом и грязью. В сети это как бы целое движение, умалять его значение конечно не буду. Скажу только, что мне такой способ не подходит по двум причинам:

  1. Обязательно нужно снимать цепь, при этом периодичность обслуживание хоть и реже, чем при «обычной» смазке, но все равно есть. То есть, при моих пробегах цепь  придется снимать часто. В общем, снимать цепь мне лень 🙂
  2. Есть «знаковые» отзывы от гонцов на соревнованиях (категорически не используют парафинизацию), которые дают понять, что на парафиненной цепи «ногами» заметны потери энергии при кручении педалей. Таким отзывам верю, поскольку так и должно быть. Все-таки в местах сочленения звеньев цепи трутся друг о друга боковушки, ролик крутится вокруг пина и еще «болтается» и соударяется с зубьями. Для меня очевидно, что с маслом все это проходит гораздо «мягче», чем без масла, пусть и с парафином.

Тем не менее, способность парафина «отталкивать» грязь и масло хорошо бы использовать. Есть, кстати, жидкие смазки для цепи с парафином, но по отзывами «ходят» заметно меньше обычных, да и дорогие. В общем, широкого распространения (пока) не имеют.

Жидкий парафин

Так получилось, что прошедшей зимой для подготовки горных лыж стал активно использовать жидкий парафин. Подробнее здесь: Подготовка лыж, know-how. Жидкий парафин продается под названием «жидкость для розжига из жидких парафинов» в супермаркетах, в отделах «все для шашлыка». Цена примерно 160 руб за литровую бутылку (на сегодня это 2.5 доллара за литр). Парафин хоть и жидкий, но высыхает. Вообще-то в горных лыжах, как ни странно, мы его стали использовать изначально именно для отталкивание грязи на основе масел. Поэтому с начала велосипедного сезона стал пробовать, как его можно использовать для того, чтобы цепь меньше загрязнялась.

Жидкие парафины это продукты переработки нефти (как, впрочем и твердые парафины). Это жидкость без запаха, в которой, кстати, твердый парафин не растворяется (если без «танцев с бубнами»). Иногда, впрочем добавляют растворитель. Розжиг «Forester» заметно пахнет скипидаром. Возможно туда добавлены и твердые парафины.

Слева — обычный розжиг, без запаха. Справа — Forester, пахнет скипидаром, хоть и написано 100% парафин.

Но это скорее исключение, с зимы мне попадались еще три других с надписью «смесь жидких парафинов», и все были без запаха, точнее пахли как свечка, то есть просто парафином и «слегка» 🙂

Обработка цепи двумя жидкостями

На сейчас выработалась такая процедура.

Две жидкости для последовательной обработки цепи. Слева — специальное масло для велосипедной цепи, справа — жидкий парафин.

После обычной смазки цепи маслом, точнее после того, как тряпочкой убрано выдавливающееся из пинов масло, цепь проливается жидким парафином. То есть, используется две разных жидкости, масло и парафин. Кручу цепь, в сверху из флакончика с узким носиком проливаю парафин, пока нижний ролик на заднем переключателе не станет заметно мокрым. На пол при этом ничего не капает, парафин равномерно распределяется по цепи и зубьям кассеты и системы. Если стало капать, то значит пролил на цепь слишком много, но это ни на что не влияет. На этом всё, вытирать цепь не нужно.

Когда после катаний цепь становится грязной, то как обычно протирается тряпочкой и потом снова «проливается» парафином (иногда через раз). То есть, такое парафинирование ни в коем случае не заменяет обычную смазку цепи маслом. Тогда в чем разница? Разница в том, что цепь заметно меньше пачкается и заметно легче протирается тряпочкой, поскольку масло, выдавленное из околопинового узла не так сильно липнет к пропарафиненной цепи.

Такой способ никоим образом не относится к «холиварам» в сети на предмет того, что лучше: дорогое специальное масло, варка цепи в парафине без масла, варка цепи в парафине с добавлением масла, смазывание цепи специальным маслом с примесью парафинов и т.п.

Масло и парафин просто дополняют друг друга.


Vadim Nikitin DigInfo.ruВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Велосипедная цепь и жидкий парафин: 4 комментария

  1. Уже все перешли на воск+масло 10w40, пропорции на лето 4к1, но можно и чуть увеличивать долю масло, вплоть до 2к1. Зависит от мест катания.

  2. Свечной воск из тонких желтых церковных, либо у пчеловодов.
    200г. — 300-500р.
    Масло любое моторное, но желательно на базе полиолефинов, оно прилипает к металлу.
    Модификатор трения — по вкусу.

  3. я бы наверно еще добавил графита в вышеуказанную смесь,эдак
    процентов 10.

    1. Чтоб ***** ноги постоянно в графите были. Эта херня ещё не отстирывается толком.
      ***** придумал!👍

      /***** — мат затёрт/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *