Рассуждения о давлении в шинах велосипеда

Когда занимался поисками решений по оптимальному давлению в шинах, столкнулся с тем, что насчет самого давления довольно много заблуждений. Здесь я не буду их разбирать, а просто приведу минимальную информацию и практические выводы.

Давление воздуха (P) в замкнутом объеме (V) описывается формулой:

P*V=const=koeff*N, где N — количество воздуха, грубо говоря — количество качков насоса или масса сжатого в покрышке воздуха.

ManometerИнтересно отметить, что примерно такую же зависимость давления от ширины покрышки (т.е. от объема) при одинаковой нагрузке на колесо показывает калькулятор оптимального давления. То есть, можно считать, что вес человек+велосипед определяет необходимое количество сжатого воздуха для амортизации. Поэтому чем больше объем (ширина покрышки), тем меньше должно быть давление. Никакого смысла с точки зрения амортизации набивать широкую покрышку так же как узкую — нет.




При нагрузке на колесо, при наезде на препятствие — объем не меняется, потому что покрышка, хоть и резиновая, но не растягивается, поскольку армирована кордом. Изменяется форма, покрышка в точке касания проседает по вертикали, но раздувается в ширину. Поэтому давление тоже не изменяется. Из этого следует, что общие амортизационные свойства на хорошей дороге не зависят от ширины покрышки. То есть, по хорошей дороге примерно одинаково комфортно будет ехать и на широкой и на узкой покрышке (если они накачаны правильно). Есть отличия по площади пятна контакта с дорогой, у узкой покрышки — меньше, у широкой — больше. Насколько это принципиально — сказать сложно, поскольку сцепление с дорогой играет и в плюс и в минус. Грубо говоря, переднее колесо тормозит, а заднее, наоборот толкает.

В чем принципиальная разница между узкой и широкой покрышкой? Здесь нужно отметить два момента:

1. Узкая покрышка более легкая. Для хорошей дороги это — принципиально, поскольку общая амортизация веса примерно одинаковая.

2. В широкой покрышке давление меньше. Именно здесь хочется вспомнить определение давления: сила на единицу площади. Эта сила хорошо ощущается, если пощупать пальцами колесо. Чем меньше давление, тем легче сминается пальцами. Точно так же покрышка взаимодействует с неровностями дороги: чем меньше давление, тем при прочих равных условиях, больше неровностей покрышка может взять на себя и не пропустить далее в подвеску. Но тут тоже не все однозначно, поскольку мягкость покрышки зависит и от эластичности боковой стенки — от того, насколько легко покрышка меняет форму. Если боковая стенка тонкая, то узкая покрышка будет не менее мягкая, да к тому же еще более легкая (см. опять п. 1). Но менее прочная. Поэтому сравнение по мягкости при разной ширине работает только для покрышек одной модели.

На этом абстрактные рассуждения можно закончить. Далее практика, как выбирать шины. Выбор модели зависит от многих предпочтений и к теме про давление не относится. tyre-pressure-sidewallНо после того как выбрана модель, нужно узнать оптимальное (минимальное) давление (хотелось бы от производителя, но чаще — из форумов) и далее под свой вес и стиль (качество дорог) подобрать при помощи калькулятора ширину. Подробнее о «субъективном» выборе покрышек можно найти в паре заметок: Покрышки для шоссейного велосипеда, хочу ехать быстро и не пробиватьсяВелосезон 2017, советы самому себе. Часть 2.




VadimN-150x150Вадим Никитин

на начало страницы

Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *