Автор заметки — Александр Латыпов.
Моему велосипеду Спутник 35 лет. Сначала он использовался много, но постепенно пришел в негодность и просто стоял на даче. Лет 10 назад заметил, что велосипедов вокруг стало очень много. Да и самому вдруг захотелось крутить педали. Попробовал перезапустить Спутник. Как ни странно, велосипед Спутник поехал и неплохо.
Со временем кое-что износилось и стало необходимо заменить некоторые детали. Конечно для велосипеда Спутник уже давно ничего не выпускается, правда когда выпускалось, то проблемы с заменой все равно были. Но в любом случае пришлось использовать то, что есть на рынке сейчас. У меня не было цели заниматься ретро, мне просто хотелось минимальными усилиями сделать нормальный велосипед. Считаю, что это удалось. У меня часто спрашивают на улице, как я снова запустил велосипед Спутник, поскольку такая проблема, как оказалось, есть у многих. Я конечно объясняю, чем и хочу поделиться.
Педали
Началось все с педального узла. Честно говоря, это у велосипеда Спутник традиционно было слабым местом. Поэтому заменить узел желательно целиком. Главное, чтобы подошла резьба в каретке. У оригинального Спутника спереди была одна звезда. Я поставил узел Truvativ Firex. Он идет с тремя звездами. Одна звезда, самая маленькая получилась лишняя, а средняя используется. Иногда в местах с большим перепадом высот рукой перебрасываю цепь на среднюю звезду. В этом случае залезаю на любой уклон. Найти переднюю «переключалку» я не смог. Я купил разных штук 4-5 и ни одна не встала.
Для замены узла нужно сначала снять старый узел, потом поставить новый. Для съёма старой каретки в комплекте велосипеда Спутника был ключ. Для установки нового узла желательно иметь специальный ключ. Но я его не покупал, просто затянул как мог, пока все нормально работает без люфта, стуков и скрипов. Наверное не обязательно использовать именно Truvativ Firex, но советую уточнить при покупке чтобы размеры узла были такими же. На всякие случай вот пара фотографий крупным планом.
Задние звездочки, переключатель и колеса
Заднее колесо купил вместе с звездочками от Shimano. Главное правильно назвать продавцу диаметр колеса (28″). И очень широкие шины не проходят.
Я выкинул наш задний суппорт, другое название этого узла — задний переключатель. На то же место встаёт Acera Shimano, но можно поставить и другой.
На всякий случай, вот фото колеса и звездочек. Так как у велосипеда Спутник нет индексного переключателя, сзади можно ставить любое кол-во звездочек (на моем колесе 7). Переднее колесо я тоже заменил. У старого была большая восьмерка.
Цепь
Цепь это расходник, как ни странно это звучит для владельца Спутника. Мне не нравилось, что отечественная цепь плохо переходила с звездочки на звездочку. Образец цепи (в виде длины веревки) у меня был с собой. Подбирал примерно такую же по длине и, чтобы подходила на 7 звездочек. Купил цепь Connex. На ней что-то типа защелок, поэтому при установке выжимка не требуется. Проблем с этой цепью не было.
Тормоза
В тормозах велосипеда Спутник заменил колодки и короткий тросик, который является частью механизма.
Заменил на кусок тросика такой же длины. Проблема была в заделке концов тросика. Этот маленький тросик должен держать нагрузку в месте крепления.
Напаял на концы тросика накладки из медной фольги. Это не просто.
К тормозам подходят обычные МТБ-шные колодки, меняю колодки регулярно.
Кроме этого заменил седло.
В общем-то обновления минимальны. У меня совсем нет цели сделать из Спутника современный велосипед, мне просто нужно, чтобы он надежно ездил.
Повторный запуск Спутника состоялся 5 лет назад, с тех пор проехал на нем примерно 10 000 км, полет нормальный 🙂
Александр Латыпов