Педалирование по кругу. «Контакты» и «топталки»

Обычно считают, что педалировать «по кругу», передавая на колесо максимум мощности, можно только в контактных педалях. Это не совсем так. Педалирование по кругу крайне желательно на любых педалях.

Принципиальная разница — в четверти оборота, когда нога идет вверх -«контакты» работают, а обычные педали — нет. Но если копнуть глубже, то ситуация гораздо сложнее и преимущества контактных педалей не очевидны даже в этой четверти оборота.

x_f32dd5f0Нужно сказать, что под «обычными» педалями, подразумеваются не гладкие пластмассовые, а педали с шипами, которые обеспечивают хорошее сцепление с подошвой при движении во всех направлениях кроме точно вверх. Поэтому круговое педалирование не только возможно, но очень желательно. Конечно, круг не замкнут, от него остается 3/4, поскольку от подтягивания вверх — только первое движение. Pedal_strokeПро педалирование по кругу в сети есть замечательная работа 2007 года: «The perfect pedal stroke». Приведу рисунок из статьи. Интересно отметить положение внизу с поднятой пяткой. В моем случае именно такое положение наиболее естественно при педалировании в обычных педалях. В «контактах» у меня ступня горизонтальна, чуть позже расскажу почему.

Важным преимуществом контактных педалей считается также задействование групп мышц, которые тянут педаль вверх, и которые с обычными педалями, стало быть, не задействованы.

Ped_Musc_oldОбычно цитируется рисунок из работы 30-и летней давности, в которой постулируется, что одни мышцы работают в одну сторону, другие — в противоположную. Причем эти мыщцы расположены на «противоположных» сторонах ноги. Это — заблуждение 🙂

Но на этом рисунке бросается в глаза огромная разница в передаваемой мощности. Мощность при движении ноги вверх несопоставимо меньше, чем при движении ноги вниз. Проще говоря, если вырезать заднюю четверть круга на рисунке, то суммарная мощность упадет незначительно.

У человека на ногах довольно много мыщц. Стефен Тордарсон (Stephen Thordarson) непосредственно измерил работу 7-и мыщц. Был опубликован итересный график, который я для наглядности разложил по мыщцам.

Ped_Musc

Видно, что все мышцы задней стороны ноги, которые как считалось, тянут вверх, работают в основном при движении вниз. Более того, все мыщцы работают на значительной части круга, а не в режиме «вкл-выкл». Как и на предыдущем рисунке, на движении вверх у всех мыщц — минимум усилий. В принципе это хорошо согласуется со статьей о «Совершенном педалировании», которую упоминал в самом начале. В ней говорится, что в фазе «нога вверх» главное — не мешать противоположной ноге, которая идет вниз, развивая максимальную мощность. В этой связи встречал так же интересное наблюдение: мышцы на подтягивание работают медленнее, чем на толкание. Ноги  сконструированы так, что прыжок происходит динамичнее,  чем приземление после прыжка.

Таким образом, при установившемся вращении на «средних» оборотах (значения не указываю, они могут быть у всех разными 🙂 ) разницы между обычными педалями и контактными на самом деле просто нет.

Тем не менее преимущества у контактных педалей есть. Только они не так сильно связаны с круговым педалированием. Могу отметить два преимущества.

1. За счет того, что ноги пристегнуты к педалям, они не соскакивают с педалей при большой частоте вращения. То есть, при необходимости можно раскрутить быстрее, чем позволяет техника. Вряд ли от этого будет много пользы, но тем не менее такая возможность есть.

2. Все-таки подтягивание ноги вверх. Только не на установившемся вращении, а при силовом вращении на низких оборотах.Velotrack Например, при ускорении со старта, если нужно быстро раскрутить на высокой передаче. Но, самое главное, при езде в гору «в натяг». Вряд ли здесь можно говорить о такой же работе мышц как в приведенных выше исследованиях. Довольно хорошо ощущается, что когда одна нога давит вниз, а вторая тянет вверх прицепленные педали, с плавным размазыванием усилия по кругу, и это гораздо лучше, чем просто давить на обычные педали. Действия больше похожи на трогание с места паровоза, чем на педалирование по кругу 🙂  При установившемся вращении такие ощущения тоже можно ловить на пониженном каденсе, если «просится» силовое педалирование. В моем случае это каденс 60-75 оборотов в минуту.

WR_1Остается один момент, о котором считаю нужным предупредить. При силовом подтягивании ноги вверх, это нужно делать с ощущением «пятка вниз», иначе вместо подтягивания педали, вверх пойдет только пятка. У меня это приводит к тому, что ступня в нижней точке горизонтальна. В принципе это — не ошибка, об этом напишу в отдельной заметке. Для этого мне пришлось существенно опустить седло по сравнению с положением, которое было на обычных педалях. Полагаю, что при этом потерял мощность при основном движении «нога вниз». Поэтому с точки зрения темы заметки: «круговое вращение», возможно ничего и не приобрел 🙂 Но дополнительная мощность на длинных подъемах для меня все равно важнее 🙂

Я обращался к велосипедистам, которые используют контакты, с просьбой покрутить педали одной ногой, предлагая использовать это как тест высоты седла. Могут далеко не все. Для некоторых это было удивительно, они были уверены, что конечно могут крутить одной ногой, делали так когда-то. Но после этого подняли седло для увеличения суммарной мощности. И опускать не хотят. Можно ли считать, что при этом используются преимущества контактных педалей? Точно можно утверждать только, что с «контактами» педалирование  не хуже 🙂



Добавлено в сентябре 2018

Так получилось, что в начале этого сезона мне нужно было передвигаться по городу на МТБ. Поэтому снял контактные педали и поставил «топталки», причем большие, «кандовые», удобные 🙂

Потом стал иногда заезжать в лес на лыжные петли и тоже на топталках. Честно говоря, про всякие «нырки-трейлы» уже давно решил, что на контактных педалях туда соваться не буду, потому что часто не успевал встегнуться второй ногой, стартуя в горку-торчок и приходилось крутить одной ногой, что сильно ограничивало и без того ограниченные возможности. Но вместо этого перестал соваться на трейлы, а на лыжных петлях контакты не мешали.

В общем, за сезон 50 раз катался по лыжной «трёшке» Альфа-Битцы на топталках и окончательно для себя решил, что там контакты мне совсем не нужны. Торчков нет, поэтому «жилы рвать не нужно» (именно в этом для меня одно из неоспоримых преимуществ контактов). А просто крутить в подъемы на «веселом каденсе» на топталках оказалось ничуть не хуже. «Веселый каденс» это когда крутишь сильно, но так, что крутишь при этом быстро, и есть запас чтобы ненадолго крутить еще быстрее. По абсолютным результатам ездил ничуть не медленнее, чем в прошлом сезоне на контактах.

Так что, контакты остались только на шоссейнике.


VadimN-150x150Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы