МТБ трасса XCM в Альфа-Битце

Трасса типа «кросс-кантри марафон» или «XCM» находится недалеко от моего дома. Длина круга — 10 км (по велокомпьютеру), перепад высот — 64 метра, суммарный набор высоты на круг — 211 метров (данные по GPSies).

Введение

Информация о трассе на сезон 2017 — в конце заметки

Сейчас начало велосезона 2016 года. Так получилось, что заметка, которую писал примерно год назад (летом 2015) далеко не совсем соответствует действительности. Поэтому оставлю ее как есть, а актуальную информацию дам во второй части. Вообще, трассу стал катать потому что хотел выступить в соревнованиях типа «entry level», которые должны были состояться 12 июня 2015 года. На этих соревнованиях нужно было пройти три 10-и километровых круга.

Юлия Соломенцева. Кант, 2016
Юлия Соломенцева. Кант, 2016 (фото: Сергей Комлев)

А сказала об этом Юлия Соломенцева, с которой мы вместе тренируемся на горных лыжах. Ее время в соревнованиях от 12 июня 2014 года, 30 минут на круг, и было для меня ориентиром. В зависимости от этого старта думал принять участие в марафоне, который должен был быть в конце июля 2015 ровно по той же трассе.

Юлия Соломенцева. Альфа-Битца, 2014
Юлия Соломенцева. Альфа-Битца, 2014

На марафоне нужно было «намотать» максимальное число кругов за 4 часа (для моего возраста).

Далее оказалось, что все стремительно портится. Соревнования от 12 июня 2015 года отменили, причем навсегда. Марафон тоже. А ко времени Юли «образца 12.06.2014» я приблизился только в середине лета 2015, да и то лишь пару раз. Надо сказать, что Юля за лето 2015 года прибавила очень сильно, поэтому за сколько бы она прошла этот круг в 2015 даже судить не берусь 🙂

Осенью в Альфа-Битце замаячил марафон-этап КВМР (Кубок Вело Марафонов России), поэтому когда опубликовали прикидочный трек стал его прикатывать. Круг марафона состоял из двух частей, привычная уже Альфа-Битца и «Бутовский лес». Бутовский лес достоен отдельного описания, а в Альфа-Битце открыл для себя «заторчковые петли», которые ранее не были включены в трассу. Эти петли описал в отдельной заметке: «Найнер, насколько быстрее«. И далее стал катать новую трассу, поэтому прикидками с Юлей-2014 перестал заниматься 🙂

На марафон КВМР, который был проведен аж в середине октября 2015, я не поехал, к тому времени сезон все-таки закрыл. Да и вообще как-то понял, что соревнования по кросс-кантри (пока ?) не для меня, поскольку все-таки очень не люблю ехать в толпе.

Сейчас, в начале сезона 2016 оказалось, что изменения с трендом «хуже» в Альфа-Битце продолжаются.



Часть 1. История (до 2015 года)

Много лет два раза в сезон на МТБ трассе XCM  в Альфа-Битце проводятся соревнования. В начале сезона — три круга, в середине сезона — марафон на 4 или 6 часов, в зависимости от возраста/пола.Pulse_sports

О трассе сказали знакомые кросс-кантрийщики. Сам я сделал выбор в пользу асфальта и трассами в лесу не интересовался. Но так получилось, что на шоссейниках мы  катаемся только за городом, отъезжая от мегаполиса на машине километров на 50. Поэтому возможность быстро вкрутить около дома, пусть и по лесу — это здорово 🙂

Решил поучаствовать в первых соревнованиях, на три круга, а там как пойдет. Использую бюджетный байк, но поставил контактные педали. Из всего многообразия видов кросс-кантри на сегодняшний момент мне подходит только трасса марафона. То есть, без т.н. «элементов кросс-кантри» в виде головокружительных трюков.

На форуме нашел ссылку на трек, и посмотрел видео с гоу-про. Трасса принадлежит лыжной базе «Альфа-Битца», основное использование — зимой для беговых лыж, коньковый ход.alfa_bitsa Для этого сделаны широкие просеки в виде петель. Покрытие в хорошем состоянии, местами присыпано опилками.  В первый раз выехал в конце апреля, было тепло + 17 С. Тем не менее — на трассе остался укатанный снег для конькового хода, на котором кое-где встречались лыжники. Велосипедисты тоже встречались 🙂

О трассе. Здесь — «окно» в GPSies с отредактированным треком, с привязкой реального GPS трека к карте лыжной трассы на Open Street Map. Трасса в лесу, поэтому GPS не всегда точен. Когда GPS теряет спутники, то трек плавно смещается в сторону. Поэтому гладкий вид записанного трека в лесу не свидетельствует о точности. На всякий случай — еще ссылка.

Десять километров трассы разбил для себя на две части. Первые пять километров — «демократичная» часть. Подъемы и спуски. Перепады интенсивнее чем на асфальте, но в целом похоже на езду на велосипеде по дороге. Эта часть заканчивается, если смотреть на карту, когда едешь через нижнее поле к старту. В принципе, можно вернуться к старту и разминаться по такому 5-и километровому кругу.




Вторая часть начинается с длинного «тягуна», по которому выезжаешь в несколько другой лес: более сырой, мрачный и более рельефный. На тягуне набираешь 50 метров высоты (по GPSies) и оказываешься на вершине холма, правда этого не видно, кругом лес. Но потом на протяжении 3.5 км нужно штурмовать этот холм четыре раза с разных сторон, уже не в виде плавного тягуна, а виде «торчков» — резких заездов. Первый торчок самый простой, но начинается из болотца, если мокро, может залепить покрышки. Второй торчок сложнее, потому что подъем довольно сильно присыпан песком. TorchokТретий торчок самый сложный, общий перепад 40 метров, но на довольно большой длине, поэтому сам торчок — метров 15 самой крутизны наступает каждый раз неожиданно. Четвертый торчок технически примерно как первый, но дается тяжелее из-за тягуна перед ним. В сухую погоду даже на педалях-топталках все торчки заезжаются на велосипеде (не слезая). Правда, нужно признаться, до такой мысли я дошел не сразу 🙂 Потом — бонус, замечательный спуск к полю по прямой, с хорошим профилем (не так круто как с торчков), с хорошим покрытием. На этом спуске развиваю максимальную скорость. На сегодняшний день — 52 км/ч. Для байка это, считаю, очень много. На шоссе на этом же байке на бревете в Тверь на спусках с Клино-Дмитровской гряды была абсолютно максимальная скорость 58 км/ч. Ощущения были сильные. В лесу это происходит незаметно, на спидометр не смотришь.

Общее покрытие сильно зависит от погоды, поскольку этот лес стоит на глине. Кроме этого после сильных дождей еще пару дней местами прямо по трассе текут ручьи 🙂



Часть 2. Дополнения, начиная с 29.04.2016

К сожалению, вторая «торчковая» часть сильно изменилась в связи со строительством глобального подземного сооружения типа канализации из пункта «А» в пункт «Б». Как раз на верхней площадке «торчковой» горки проходит временная дорога из бетонных плит для тяжелой техники. Пока могу отметить, что эта дорога меняет, но не отменяет трассу.

На сегодняшний день нашел вариант, при котором приходится один раз слезать с велосипеда из-за плит. alfa_bitsa_2016_map1

Вот ссылка на трек или просто можно «наступить» на картинку. Красным отметил препятствия, которые не дают использовать лыжные петли Альфа-Битцы. Синим отмечен скорректированный трек. Проблемное место, где (пока) приходится слезать с велосипеда,  отмечено стрелкой. Это вершина «третьего» торчка в терминологии этой заметки.

Вообще на словах изменения следующие.  В последней части «тягуна» при выезде из лесной просеки на поляну нужно перестроиться на левую тропинку, поскольку на «основной дороге» вскоре начнутся плиты огороженные песчаным валом. По левой тропинке нужно доехать почти до выезда из леса и завернуть направо (это низ на картинке). Здесь можно пересечь «бетонку» не слезая с велосипеда. Далее все как обычно. Но внизу я стараюсь захватить часть «заторчковой» части, описанной в заметке: «Найнер, насколько быстрее«.  На картинке показана отрезанная петля из-за новой дороги, поэтому от этой части осталась только одна петля, по которой возвращаемся к торчкам. Первого торчка больше нет, поэтому нужно завернуть налево и ехать ко второму подъему (который с песком). Он остался рабочим, но в конце нужно завернуть налево раньше, чем в прошлом году, пропустить «фальшивый» спуск в болото и поехать в следующий. На третьем торчке как раз проблемы наверху, нужно «просочиться» слева вдоль плит и уйти по срезке на спуск. Здесь у меня проехать не получается. Думаю, со временем появится тропинка. В самом конце круга, на поле вдоль леса положены плиты, поэтому туда лучше не ехать, как и показано на картинке.




Надо добавить, что за трассой нужно ухаживать. Лес дикий, часто падают деревья. 29-го апреля на трассе было 4-е таких дерева поперек. Одно в «демократичной» части и 3-и в «торчковой». В прошлом году поваленные деревья больше 3-х дней не лежали, сотрудники «Альфа-Битцы» их распиливали и убирали. Действительно 2 мая дерево в «демократичной» части было убрано. А три дерева в «торчковой» части остались 🙁  Пока это просто наблюдение…

13.05.2016 — положили плиты на выезде из леса на у футбольного поля, нужно слезать, пятый раз. Напомню, что остальные четыре это плита наверху 3-го торчка и три поваленных дерева.

21.06.2016 — недели три как стал катать только «лыжную трёшку», первые три петли. Связана это с тем, что «тяжелая техника» стоит на на поле, обозначая что-то похожее на линию фронта, соваться по ту сторону как-то не хочется 🙂 Есть и хорошие новости, интервалы замечательно катаются и на «лыжной трёшке» (т.е. первые три километра трассы), чередование трех подъемов с тремя спусками. Подъемы конечно не такие как в торчках, жилы рвать не приходится, но если ставить задачу пройти с максимально возможной средней скоростью и не смущаться круговертью, то «накушаться» вполне можно. Вот, например сегодняшний трек, 7 кругов (20.8 км) со средней скоростью 20.6 км/ч.

(при нажатии на картинку ссылка на трек в ресурсе Sports Tarker)
(при нажатии на картинку ссылка на трек в ресурсе Sports Tracker)

bitsa_finish


Дополнено, май 2017

От «торчковой части» остался только один заезд в гору, самый пологий, в терминологии этой заметки №4 (и последующий «скоростной спуск» к полю). Остальных торчков теперь нет в связи с расширением территории ВЧ. Актуальная схема такая:

Но честно говоря, меня это мало волнует, поскольку в прошлом сезоне гораздо больше понравилось выжимать среднюю скорость на «лыжной трёшке», чем в позапрошлом «рвать жилы» в торчках и терпеть «большой тягун» с набором 50 м.




 

VadimN-150x150Вадим Никитин

на начало страницы