МТБ трасса XCM в Альфа-Битце

Трасса типа «кросс-кантри марафон» или «XCM» в Альфа-Битце («замкадная Битца») находится недалеко от моего дома. Длина круга — 10 км (по велокомпьютеру), перепад высот — 64 метра, суммарный набор высоты на круг — 211 метров (данные по GPSies).

Время, можно сказать, безжалостно распорядилось этой трассой. Получилось, что в заметке вместо описания «действующей» трассы эмоционально описаны изменения за четыре года, с 2015 по 2018. В результате от круга навсегда оторван принципиальный с моей точки зрения «силовой» участок. Но самое важное, что в московском кросс-кантри изменились критерии. Теперь в дистанцию «кросс-кантри марафон» помимо силового кручения педалей стали включать  технические элементы кросс-кантри средней сложности. Поэтому прекрасно спрофилированные, но «лыжные» дистанции в Альфа-Битце более не являются самодостаточными для организации соревнований. Элементы кросс-кантри есть рядом, в Бутовском лесу, который за эти же 4-е года кардинально преобразился благодаря стараниям Сергея Чумачёва.

Тем не менее, Альфа-Битца остается местом, где можно хорошо покататься на МТБ, только правильнее теперь не называть это «кросс-кантри» 🙂

Введение (относится к 2016)

Информация о трассе на сезон 2018 — в конце заметки

Сейчас начало велосезона 2016 года. Так получилось, что заметка, которую писал год назад (летом 2015) уже не соответствует действительности. Оставлю ее как есть в виде отдельного раздела «История», а актуальную информацию дам во второй части. Вообще, трассу стал катать потому что хотел выступить в соревнованиях типа «entry level» (организатор — Игорь Модин), которые должны были состояться 12 июня 2015 года. На этих соревнованиях нужно было пройти три 10-и километровых круга.

Юлия Соломенцева. Кант, 2016
Юлия Соломенцева. Кант, 2016 (фото: Сергей Комлев)

Узнал об этом от  Юлии Соломенцевой, с которой вместе тренируемся на горных лыжах. Ее время в соревнованиях от 12 июня 2014 года, 30 минут на круг, стало для меня ориентиром. В зависимости от результатов этого старта думал принять участие в марафоне, который должен был быть в конце июля 2015 ровно по той же трассе, но с бОльшим количеством кругов.

Юлия Соломенцева. Альфа-Битца, 2014
Юлия Соломенцева. Альфа-Битца, 2014

Далее оказалось, что все стремительно портится. Соревнования от 12 июня 2015 года отменили, причем навсегда. Марафон тоже. А ко времени Юли «образца 12.06.2014» я приблизился только в середине лета 2015, да и то лишь пару раз. Надо сказать, что Юля за лето 2015 года прибавила очень сильно, поэтому за сколько бы она прошла этот круг в 2015 даже судить не берусь 🙂

Осенью 2015-го в Альфа-Битце внезапно замаячил марафон-этап КВМР (Кубок Вело Марафонов России, организатор этапа — Сергей Бирюков), поэтому когда опубликовали прикидочный трек стал его прикатывать. Круг марафона состоял из двух частей, привычная уже Альфа-Битца и «Бутовский лес». Бутовский лес достоен отдельного описания, а в Альфа-Битце открыл для себя «заторчковые петли», которые ранее не были включены в трассу. Эти петли описал в отдельной заметке: «Найнер, насколько быстрее«. И далее стал катать новую трассу, поэтому прикидками с Юлей-2014 перестал заниматься 🙂

На марафон КВМР, который был проведен аж в середине октября 2015, я не поехал, к тому времени сезон все-таки закрыл. Да и вообще как-то понял, что соревнования по кросс-кантри не для меня.

Сейчас, в начале сезона 2016 оказалось, что изменения с трендом «хуже» в Альфа-Битце продолжаются.

Часть 1. История (до 2015 года)

Много лет два раза в сезон на МТБ трассе XCM  в Альфа-Битце проводятся соревнования. В начале сезона — три круга, в середине сезона — марафон на 4 или 6 часов, в зависимости от возраста/пола.Pulse_sports

Так получилось, что давно уже сделал выбор в пользу асфальта и трассами в лесу не интересовался. Но к 2015 году на шоссейниках стали кататься только за городом, отъезжая от мегаполиса на машине километров на 50. Поэтому возможность быстро вкрутить около дома, пусть и по лесу — это здорово 🙂

Решил поучаствовать в первых соревнованиях, на три круга, а там как пойдет. Использую бюджетный байк, но поставил контактные педали. Из всего многообразия видов кросс-кантри на сегодняшний момент мне подходит только трасса марафона. То есть, без т.н. «элементов кросс-кантри» в виде головокружительных трюков.

На форуме нашел ссылку на трек, и посмотрел видео с гоу-про. Трасса принадлежит лыжной базе «Альфа-Битца», основное использование — зимой для беговых лыж, коньковый ход.alfa_bitsa Для этого сделаны широкие просеки в виде петель. Покрытие в хорошем состоянии, местами присыпано опилками.  В первый раз выехал в конце апреля, было тепло + 17 С. Тем не менее — на трассе остался укатанный снег для конькового хода, на котором кое-где встречались лыжники. Велосипедисты, впрочем, тоже встречались 🙂

О трассе

Десять километров трассы разбил для себя на две части. Первые пять километров — «демократичная» часть. Подъемы и спуски. Перепады интенсивнее чем на асфальте, но в целом похоже на езду на велосипеде по дороге. Эти пять километров состоят частей: «Битца-трёшка» (3 км), проезд через поле, подъем в лесу и спуск по «стиральной доске» (очень сильно трясет, потерял там за сезон два мультитула и ключи от дома).В принципе, можно вернуться к старту и разминаться по такому 5-и километровому кругу.

Вторая часть начинается с длинного «тягуна», по которому выезжаешь в несколько другой лес: более сырой, мрачный и более рельефный. На тягуне набираешь 50 метров высоты (по GPSies) и оказываешься на вершине холма, правда этого не видно, кругом лес. Но потом на протяжении 3.5 км нужно штурмовать этот холм четыре раза с разных сторон, уже не в виде плавного тягуна, а виде «торчков» — резких заездов. Первый торчок самый простой, но начинается из болотца, если мокро, может залепить покрышки. Второй торчок сложнее, потому что подъем довольно сильно присыпан песком. TorchokТретий торчок самый сложный, общий перепад 40 метров, но на довольно большой длине, поэтому сам торчок — метров 15 самой крутизны наступает каждый раз неожиданно. Четвертый торчок технически примерно как первый, но дается тяжелее из-за тягуна перед ним. В сухую погоду даже на педалях-топталках все торчки заезжаются на велосипеде (не слезая). Правда, нужно признаться, до такой мысли я дошел не сразу 🙂 Потом — бонус, замечательный спуск к полю по прямой, с хорошим профилем (не так круто как с торчков), с хорошим покрытием. На этом спуске развиваю максимальную скорость. На сегодняшний день — 52 км/ч. Для байка это, считаю, очень много. На шоссе на этом же байке на бревете в Тверь на спусках с Клино-Дмитровской гряды была абсолютно максимальная скорость 58 км/ч. Ощущения были сильные. В лесу это происходит незаметно, на спидометр не смотришь.

Общее покрытие сильно зависит от погоды, поскольку этот лес стоит на глине. Кроме этого после сильных дождей еще пару дней местами прямо по трассе текут ручьи 🙂

Часть 2. Дополнения, начиная с 29.04.2016

К сожалению, вторая «торчковая» часть сильно изменилась в связи со строительством глобального подземного сооружения типа канализации из пункта «А» в пункт «Б». Как раз на верхней площадке «торчковой» горки проходит временная дорога из бетонных плит для тяжелой техники. Пока могу отметить, что эта дорога меняет, но не отменяет трассу.

На сегодняшний день нашел вариант, при котором приходится один раз слезать с велосипеда из-за плит. alfa_bitsa_2016_map1

Красным отметил препятствия, которые не дают использовать лыжные петли Альфа-Битцы. Синим отмечен скорректированный трек. Проблемное место, где (пока) приходится слезать с велосипеда,  отмечено стрелкой. Это вершина «третьего» торчка в терминологии этой заметки.

Вообще на словах изменения следующие.  В последней части «тягуна» при выезде из лесной просеки на поляну нужно перестроиться на левую тропинку, поскольку на «основной дороге» вскоре начнутся плиты, огороженные песчаным валом. По левой тропинке нужно доехать почти до выезда из леса и завернуть направо (это низ на картинке). Здесь можно пересечь «бетонку» не слезая с велосипеда. Далее все как обычно. Но внизу я стараюсь захватить часть «заторчковой» части, описанной в заметке: «Найнер, насколько быстрее«.  На картинке показана отрезанная петля из-за новой дороги, поэтому от этой части осталась только одна петля, по которой возвращаемся к торчкам. Первого торчка больше нет, поэтому нужно завернуть налево и ехать ко второму подъему (который с песком). Он остался рабочим, но в конце нужно завернуть налево раньше, чем в прошлом году, пропустить «фальшивый» спуск в болото и поехать в следующий. На третьем торчке как раз проблемы наверху, нужно «просочиться» слева вдоль плит и уйти по срезке на спуск. Здесь у меня проехать не получается. Думаю, со временем появится тропинка. В самом конце круга, на поле вдоль леса положены плиты, поэтому туда лучше не ехать, как и показано на картинке.

Надо добавить, что за трассой нужно ухаживать. Лес дикий, часто падают деревья. 29-го апреля на трассе было 4-е таких дерева поперек. Одно в «демократичной» части и 3-и в «торчковой». В прошлом году поваленные деревья больше 3-х дней не лежали, сотрудники «Альфа-Битцы» их распиливали и убирали. Действительно 2 мая дерево в «демократичной» части было убрано. А три дерева в «торчковой» части остались 🙁  Пока это просто наблюдение…

13.05.2016 — положили плиты на выезде из леса на у футбольного поля, нужно слезать, пятый раз. Напомню, что остальные четыре это плита наверху 3-го торчка и три поваленных дерева.

21.06.2016 — недели три как стал катать только «лыжную трёшку», первые три петли. Связана это с тем, что «тяжелая техника» стоит на на поле, обозначая что-то похожее на линию фронта, соваться по ту сторону как-то не хочется 🙂 Есть и хорошие новости, интервалы замечательно катаются и на «лыжной трёшке» (т.е. первые три километра трассы), чередование трех подъемов с тремя спусками. Подъемы конечно не такие как в торчках, жилы рвать не приходится, но если ставить задачу пройти с максимально возможной средней скоростью и не смущаться круговертью, то «накушаться» вполне можно. Вот, например сегодняшний трек, 7 кругов (20.8 км) со средней скоростью 20.6 км/ч.

(при нажатии на картинку ссылка на трек в ресурсе Sports Tarker)
(при нажатии на картинку ссылка на трек в ресурсе Sports Tracker)

Так выглядит «трёшка» из Google Earth с высоты 868 метров, с подчеркнутым рельефом.


Дополнено, май 2017

От «торчковой части» остался только один заезд в гору, самый пологий, в терминологии этой заметки №4 (и последующий «скоростной спуск» к полю). Остальных торчков теперь нет в связи с расширением территории ВЧ. Актуальная схема такая:

Но честно говоря, меня это мало волнует, поскольку в прошлом сезоне гораздо больше понравилось выжимать среднюю скорость на «лыжной трёшке», чем в позапрошлом «рвать жилы» в торчках и терпеть «большой тягун» с набором 50 м.


Дополнено, октябрь 2018

Как и в прошлом сезоне, катал только лыжную трешку, но зато 50 раз за сезон, по 6 кругов. Набор высоты на круг 85 метров, длина круга по велокомпу 2.87 км. За 6 кругов набор высоты получается вполне приличный, примерно 500 метров (в виде интервалов, минута-полторы вверх, восстановление вниз, и так три раза на круг). Максимальная средняя скорость на такой дистанции (6*2.87=17.22 км) получилась 24.7 км/ч, или 6:58 (семь минут минус две секунды) на круг. Причем нужно отметить, что на педалях-топталках 🙂

Смотреть на «новый забор» в этом сезоне не ездил, хватило посмотреть в прошлом сезоне. Поэтому рекомендовать полный круг не могу, но при желании его можно построить. Изменения по сравнению с первоначальным вариантом только в «торчковой части», остался первый и четвертый торчок. Так как стройка закончилась, есть четкое понимание территории и, похоже появились новые тропы. Судить об этом можно по треку недавно прошедшего веломарафона. Вот скриншот этого участка.


bitsa_finish


VadimN-150x150Вадим Никитин

 

 

 

на начало страницы