Катание на велосипеде и спортивные мероприятия. Часть 2

Продолжение темы об участии в велосипедных заездах по асфальту. С соревнованиями на МТБ с моей точки зрения все более-менее понятно. Это гонка на время и сложившиеся традиции организаторов. Участвовать или нет — дело каждого, но принимать решение не сложно. На шоссе все не так однозначно. В этой заметке разберу виды любительских соревнований на шоссе, а сначала остановлюсь на подготовке к стартам.

В первой части

  • Не все любят выступать
  • Когда точно не дозрел до выступлений
  • Соревнования как расширение горизонта

Соревнования как паровоз

Катание приобретает особый смысл если намечен старт

Мне нравится когда перед сезоном есть достаточно информации, чтобы составить примерный календарь официальных велозаездов. Тогда можно построить тренировочный процесс так, чтобы после каждого ивента было приятное ощущение, что сделал все, что мог. Например, на МТБ начал кататься (вторично, после перехода на шоссейник), потому что на трассе около дома два раза в сезон проходили КК-марафоны и знакомые «кантрийщики» предложили попробовать. На форуме скачал трек трассы (круг 10 км) и стал прикатывать. Элементов кросс-кантри на трассе не было, но было несколько «торчков» (резких подъемов с перепадом 30 метров), специфический тягун с набором 50 метров и «стиральная доска» на одном из спусков, где за лето много чего потерял из вещей. В общем, нужно было так разложиться, чтобы хватило на необходимое кол-во кругов (точнее, нужное кол-во торчков). Цель поставил — ехать так, чтобы на соревнованиях заезжать во все торчки, хотя многие в конце начинали заходить пешком. Подробнее про трассу здесь: МТБ трасса XCM в Альфа-Битце).

К сожалению соревнования по этой трассе отменили, а к самому концу сезона провели марафон по другой трассе, трек которой опубликовали только за две недели до старта. В новый круг включили элементы «кросс-кантри», которые прикатать не успел. На круге 20 км приходилось слезать с велосипеда раз 15! Элементы КК были в общем-то не очень сложные, скорее страшные. Прикататься можно было за месяц, если забросить шоссейник. Но было всего две недели, из которых какая-то часть могла вылететь из-за дождей (или снега уже 🙂 ). В общем, такая резкая «смена паровоза» отбила охоту от участия в КК-марафонах вообще 🙂

На шоссе в качестве паровоза выступали бреветы. Намечал те, в которых хотел участвовать и старался набрать нужный объем (километраж). Это хорошо стимулировало тренировки. В прошлом сезоне несколько таких бреветов, уже включенных в «календарь» резко отвалились из-за смены курса организаторов. И вот тут-то и снизошло откровение 🙂 Оказалось, что для того, чтобы кататься и расти, паровоз уже и не нужен 🙂 Правда, развитие пошло чуть в другую сторону. Вместо дистанций 140+ км стало нравиться поднимать среднюю скорость на дистанции 100 км. Поэтому бреветы (имею в виду 200 км, которые люблю проезжать без остановок), потеряли роль «паровоза» вообще. А с ними и притягательность ивентов.




Виды любительских велосипедных соревнований

В идеале что-то должно зацепить

Если вид соревнований соответствует тому как нравится кататься, это может способствовать выходу на соревновательный уровень. Первые соревнования по шоссе, на которые нацелился пару лет назад, была «демократичная разделка». В жилой зоне за МКАД на несколько часов перекрывали дорогу, организовывая круг в несколько километров. На круг запускали всех желающих с интервалом времени, кажется секунд 30. На руле велосипеда чип, фиксация времени через рамку. Нужно было проехать несколько кругов. Судя по фоткам с предыдущих соревнований, все ехали кто на чём. Никаких свалок, пачек, да и народу в меру, без толпы. К сожалению, как и МТБ в Битце, эти соревнования отменили, причем насовсем 🙁 Как класс. Не успел. Но если такие соревнования снова появятся — попробую обязательно 🙂

Пару сезонов набирают популярность два места, где проходят групповые гонки-тренировки (Бунчиха и Клёново). По моим наблюдениям на бреветах, езда в группе добавляет к крейсерской скорости 5 км/ч за счет снижения расхода сил на аэродинамическое сопротивление. Конечно это огромная цифра, поэтому любой заезд на время сильно зависит от того, сколько просидел в группе, или хотя бы в паре. На бревете (подробнее здесь: 25 июля 2015. Бревет 199 км «Можайский» от Каравана) как-то ехал километров 15 в группе из двух рядов, когда справа в 30 см обочина, спереди и сзади в 30 см велосипедисты, а слева на расстоянии 50 см еще ряд из трех велосипедистов. И скорость больше 35 км/ч (впрочем точно не знаю, на спидометр смотреть возможности не было 🙂 ). И дорога с поворотами, и покрытие с ямками. Совсем не понравилось, слишком рискованно для любителя, в общем-то плохо владеющего велосипедом (это про меня 🙂 ). При этом опасался, что из 4-х вплотную окружавших меня велосипедистов еще по крайней мере два таких же неопытных. А для завала достаточно одного (включая меня). Падение на такой скорости грозит немедленным окончанием сезона. Это риск, не сопоставимый (для меня) с разумностью участия в соревнованиях. Так что, для езды в группе остаются только бреветы, где группа вытянута в струну, да и то чаще едешь один.

Один-два раза в сезон проводятся «критериумы» и «разделки».

Критериум это гонка по небольшому кругу с перекрытым движением с системой начисления очков за лидерство в каждом круге. Мне не подходит, во-первых, из-за езды в пачке, во-вторых, непонятно как для этого тренироваться.




Разделка — гонка с раздельным стартом, обычно на 15-25 км, включая разворот.

Клёново. Стартовал Александр Лобов

Пачек нет в принципе. Но очень отличается от того, как мы катаемся, да и на чем мы катаемся. Нарабатывать специфику из-за одного старта пока не хочется.

Давно присматриваюсь к «гран фондо«. Это совмещение гонки на время и бревета, дистанция обычно на выбор 70 или 100 км. Сначала присматривался к тому, что происходит в других странах, например «тур де Хельсинки», поскольку у нас не проводилось. Трасса не по кругу, растянута, обычно с одним разворотом, по дороге с перекрытием. Первая пачка состоит из спортсменов, которые стартуют первыми и улетают бороться за денежные призы. А далее едут любители в пачках, сгруппированные по своим скоростям. Отзывы показали, что удовольствие и риск сильно зависят от количества участников. Если их слишком много, то в пачках ехать очень напряженно из-за того, что непременно попадутся неопытные велосипедисты. Общее с бреветом то, что как ни странно, не всегда публикуют протокол, считая, что кроме первых настоящих спортсменов, остальным вполне достаточно медали финишёра, да и вообще нечего гоняться, это просто велозаезд 🙂




У нас гран фондо впервые было проведено в прошлом сезоне (2016), а на этот сезон рассматривал это мероприятие, т.к. количество участников пока вполне разумное. Минус перевесил из-за двух причин. Первая — для заезда была выбрана дорога с довольно плохим покрытием. Для бреветов это не так важно, поскольку можно соблюдать осторожность. А для гонки, да еще в толпе, вероятность прокола типа «змеиный укус» получается близка к 100%. Что и происходило и в прошлом сезоне и в этом. Вторая причина гораздо хуже. Дорогу то перекрыли. А два переезда через железную дорогу с интенсивным движением электричек остались 🙂 Причем, если на скорости, то с довольно заковыристым полетом через рельсы. Какая же это гонка, если возможно придется пережидать поезд?

В общем, к сожалению, пока ничего не цепляет. Буду ждать 🙂

В третьей части:

  • Затратная и эмоциональная составляющие соревнований
  • Традиции организаторов соревнований
  • Страва и прочие трекеры

Вадим Никитин

 

 

 

 

на начало страницы

Share This:

Один комментарий к “Катание на велосипеде и спортивные мероприятия. Часть 2”

  1. привет! С удовольствием полистал сайт. Практически все близкие мне темы. Очень интересно что многие взгляды совпадают.
    Я тоже перешел от МТБ к шоссе. Поучаствовал в бреветах. Тоже нахожу для себя интересным прокачивать дистанцию 100км в одного с разворотом. Тоже побаиваюсь групповых гонок, да и не проводят их у нас практически. Участие в местной разделке пару лет назад оставило отличные впечатления. Впрочем тут в ХМАО не очень большая конкуренция была.
    Рад буду пообщаться, если случится пересечься на интернетных просторах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *