Катание на велосипеде и спортивные мероприятия. Часть 1

В сезон проводится довольно много соревнований, велозаездов, праздников, в общем, официальных мероприятий. Участвовать или нет? Можно подходить по разному: захотелось — поехал, позвали — пошел, включил в календарь — участвуешь при любой погоде. У меня перед этим велосезоном (2017) перевесило «не участвовать нигде». Безотносительно к себе, попробую разобраться почему один и тот же человек иногда хочет участвовать в мероприятиях, а иногда нет 🙂 Это — первая из трех заметок.

Много лет (точнее, много зим, примерно 35 🙂 ) участвую в соревнованиях по горным лыжам. В этой области мне все понятно, поэтому в рассуждениях о велосипедных мероприятиях буду использовать этот опыт.

В горных лыжах соревнование это хронометраж и место в протоколе. В велосипеде само понятие «соревнование» более размыто. В любительском велоспорте есть, например гонки на МТБ, с оценкой результатов как в горных лыжах.

А есть и то, что иногда называют велозаездом, когда главное это «лимит времени» и «медаль финишёра». Вплоть до того, что протоколы могут и не публиковать. Такие мероприятия чаще называют не «гонка», а «ивент». Обычно это длинные дистанции, запредельные для просто любителя кататься или бегать (или плавать 🙂 ).

 

Не все любят выступать

Но некоторые без соревнований не могут

Часто встречаю людей, которым нравится выступать. В музыке называю их для себя «настоящие артисты». Волнение на сцене идет им на пользу, играют гораздо лучшие, чем на репетиции. Далее подсаживаются на это измененное состояние, подпитываются энергетикой из-зала, и всё, без сцены не могут.

В любительском спорте, например в горных лыжах, примерно то же самое. Есть такие же «настоящие спортсмены», которым нравится выступать. На соревнованиях они показывают результаты лучше, чем на тренировках. Вопрос «участвовать или нет» для них сводится только к возможности оказаться в нужное время в нужном месте. Никаких сомнений 🙂

По моим наблюдениям на любительских соревнованиях по горным лыжам таких «настоящих спортсменов» процентов 10, то есть довольно мало. Обычный человек как раз наоборот, на выступлениях показывает себя не лучше, чем на тренировке (да и то, для этого нужно набрать еще приличный опыт соревнований). В горных лыжах «по-московски» соревнования это часть процесса. Если нравится ходить по трассе, то нужно участвовать в соревнованиях. А если не нравится ходить по трассе, то и кататься в Москве, более 2-3 сезонов от начала обучения не целесообразно, поскольку гор нет. Напомню, что время спуска на горных лыжах с холмов Москвы составляет примерно 25 секунд, поэтому называть это катанием на горных лыжах можно, но с большой натяжкой 🙂

В велосипеде такой однозначной зависимости (нравится кататься — соревнуйся) не ощущаю. Наверное поэтому сильнее зависимость от устройства человека: «настоящий спортсмен» или обычный. Так подробно описываю это потому что сложно разобраться в себе, похоже, что имеются оба фактора, которые к тому же иногда начинают выяснять, кто главный 🙂




Когда точно не дозрел до выступлений

Необходима база

Вначале конечно была стадия, которая заведомо вне соревнований и ивентов. Велосипеды мы купили, чтобы кататься с ребенком. Когда ребенок вырос, стали кататься сами по себе. Пробовали по лесу, но как-то залезли в жуткую грязь и больше не хотелось. Потом стали нарезать километраж по Москве с приятелями. Километраж довольно приличный, километров по 60 и больше, по тротуарам, с кафешками и беседами, то есть принципиально без лимита времени. Потом скорость увеличилась, «соскочили» с тротуаров на проезжую часть, поездки стали совсем другими, и еще через год-два созрели для какого-нибудь серьезного вызова. На этом стадия «точно вне выступлений» закончилась, в поле зрения стали попадать организованные велосипедные заезды, из которых самым подходящим оказался бревет 200 км.

То есть, была наработана база: уверенное катание по асфальтовым дорогам до 100 км без особых остановок. Эта база позволяла замахнуться на минимальный бревет: 200 км с лимитом 13.5 часов. Поэтому такие мысли и возникли. Но хочу подчеркнуть, что даже если перешел порог «дозревания», это не значит, что непременно должен участвовать. И тем более не значит, что после первого ивента подсядешь на это всерьез и надолго. То есть, пока базы нет, то все понятно: «к бревету не готов», а если есть база, то это не значит, что автоматически хочется проехать бревет.




Соревнования как расширение горизонта

Сначала работает хорошо, потом плохо, потом никак

На ивентах и соревнованиях часто узнаю что-то новое. О своих возможностях, о технике, о настройке «железа», и т.п. Причем потом понимаю, что узнал именно благодаря конкретным соревнованиям, а так бы не узнал, или не заметил бы. Особенно хорошо заметно на первых, вторых, третьих соревнованиях. Это здорово мотивирует 🙂 Но поначалу. Пожалуй, что начиная с пятого бревета 200 км ничего нового по прохождению 200 км не узнал. Поэтому такая мотивация ушла. Конечно, если катать далее дистанции 300, 400, 600, 1000, 1200 км, то откроется еще очень много 🙂

Но пока дистанции 300+ км совсем не для меня, по разным причинам, главная из которых — считаю, что опасно ехать в сумерках по проезжей части на велосипеде. Не раз бывал «по другую сторону», за рулем автомобиля на длинных перегонах, и прекрасно знаю, насколько ухудшается видимость в сумерках. Глаз и мозг не успевают адаптироваться ко все убывающему освещению. Только когда окончательно стемнеет, все нормализуется и видимость возвращается.

Дистанцию 300 км, прошел один раз, но не «подсел», очень уж долго ехать 🙂

В общем, суммируя эти два пункта, если наработана база для выступления на соревнованиях и участия в ивентах, то попробовать нужно, узнаешь много нового и интересного. Но мотивацией это долго служить не будет. Если конечно не откроешь в себе «настоящего спортсмена».




Во второй части:

  • Соревнования как паровоз
  • Виды любительских велосипедных соревнований

В третьей части:

  • Затратная и эмоциональная составляющие соревнований
  • Традиции организаторов соревнований
  • Страва и прочие трекеры

Вадим Никитин велосипедВадим Никитин

 

 

 

на начало страницы

Share This:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *