калькулятор давления в шинах (шоссе)

Калькулятор «Давление в шинах шоссейного велосипеда»

Описание методики, реализованной в калькуляторе «Давление в шинах (шоссе).

Калькулятор — на отдельной странице, доступной прямо из меню, здесь.

Абстрактные рассуждения о давлении в шинах — в отдельной заметке. Общий вывод: на реальной дороге с зернистым асфальтом и всякими неровностями и ямками — колеса не должны быть сильно накачаны.




Речь пойдет о клинчерах и любительском уровне катания по шоссе.

До 2006 года основной подход был — качать по максимуму «в разумных пределах», потому что лучше катится и меньше колется. Этого придерживаются и сейчас 70% любителей. В 2006 любитель из Калифорнии Франк Берто (Frank Berto) обнаружил, что есть предел, выше которого качать нет смысла, накат не улучшается. Эмпирически он установил, что предел определяется проседанием шины на 15%. Потом при помощи домкрата он исследовал шины разной ширины и построил зависимости давления от веса.

Frank_Berto_chart
Иллюстрация «15% drop» и экспериментальные данные Франка Берто

Формула вызывала сомнения (почему 15%? и т.п.), ее перепроверяли, иногда чуть поднимали порог давления, но в целом соглашались, что работает. Выше качать не стоит, ниже — обозвали «зоной комфорта».

snake_bit
«Змеиный укус»

Формула не учитывает ширину обода, жесткость покрышек и, главное состояние дороги. Кроме этого в сети принято задавать разницу давления между колесами в 10 psi, а формула дает 20-30. Формула совсем не учитывает подход производителей шин, которые указывают диапазон мин., ниже которого покрышка теряет свойства, главным образом антипрокольные, и макс., выше которого нельзя качать. Сетевой разум рекомендует не обращать на это внимание — реальный мин. определяется «змеиными укусами», макс. — прочностью стенок обода.




В общем, формула выдает верхний предел, выше которого качать смысла нет. Остается зависимость от «негладкости» шоссе. Опыт из МТБ  показывает, что на лесных и хуже «дорогах» чем меньше давление в шинах, тем лучше накат. Неровности дороги, которые «проходят» через покрышку, любой отскок от дороги — ведут к торможению. Вообще, само ощущение хорошего наката в шоссейном велосипеде, когда дорога ощущается пятой точкой во всех деталях и вкручивание педалей таким образом тоже сразу переходит в движение — субъективны и не соотв. измерениям. Поэтому давление в шинах на «обычном» (не гладком, зернистом, слегка изношенном и т.п.) шоссе должно быть еще ниже, чем по методу «15% drop».

Суммирование сетевого и личного опыта привело к алгоритму, который и реализован в калькуляторе.

1. Из снаряженного веса и ширины покрышек по методу Франка Берто определяются исходные данные по давлениями в колесах, исходя из распределения веса между колесами 45/55%.

2. К получившемуся давлению в переднем колесе добавляется 8 psi.

3. Получившиеся значения умножаются примерно на 0.95 (с небольшой обратной зависимостью — для меньшего веса коэфф — больше).

Результат дает возможность избежать «змеиных укусов», достичь максимального комфорта и сохранить накат.





VadimN-150x150Вадим Никитин

на начало страницы



Share This: