Обновление прошивок дело хорошее, но опасное. Могут появиться глюки, там, где их не было. Хотя должно быть наоборот, поскольку новая прошивка обычно убирает выявленные ошибки. Вообще стараюсь следовать принципу: «работает — не трогай» 🙂 Правда, в последнее время далеко не всегда производитель спрашивает, хочу ли я новую прошивку, она может прилететь «по воздуху» или при подключении девайса к компьютеру. А откат на старую версию (или по англ. downgrade firmware), обычно сложный и опасный. К сожалению, с моим Garmin Edge Touring приключилась именно такая история. После обновления прошивки как оказалось на маршруте внезапно могут прекратиться инструкции по навигации. Об этом и о том, как вернуться назад, подробнее в заметке.
Навигатор Garmin Edge Touring был анонсирован 28 августа 2013 года. У меня прибор появился осенью 2013 и тогда же обновил прошивку до 2.60, выпущенную в ноябре 2013.
Изучение прибора попало на позднюю осень и зиму, а весной перед сезоном 2014 проверил, есть ли новый релиз прошивки. Делается это при помощи штатной программы Garmin Express. Прошивки не было, поэтому обновил карты OSM и стал пользоваться. Далее прошивки не проверял, а карты обновлял раз в год перед сезоном. Подробнее об этом в заметке: «Велосипедный навигатор Garmin Edge Touring«.
В этом сезоне (2016) накопились вопросы к прошивке.
Во-первых, осенью 2014 в РФ перешли на т.н. постоянное зимнее время, в связи с чем Garmin стал показывать время со сдвигом на час вперед. Время он берет со спутников, видимо по Гринвичу, а сдвиг делает в соответствии со своими внутренними установками, в которые пользователю доступ закрыт. Как позже выяснилось, обновление прошивки в этом не помогло. В Garmin Express нужно было скачать появившееся там обновление временных зон, а прошивку можно было не трогать. Хотя не уверен можно ли было бы обновить только что-то одно. На Маке Garmin Express спрашивает, что именно обновлять, а на Windows, вроде и не спрашивает, обновляет «по современному» молча. Хотя могу ошибаться, специально не заострял внимание.
Во-вторых, меня не устраивала работа с подсветкой экрана при подключении внешнего аккумулятора. В автономном режиме ставлю подсветку «15 сек», этого вполне достаточно, чтобы рассмотреть карту когда гармин попискивает, привлекая внимание. Или тапнуть по экрану если вопросы, тогда подсветка включается на 15 секунд и этого достаточно.
При подготовке к бревету 300 км взял внешнюю батарею. Внутренней батареи хватает с уверенностью часов на 10, а расчетное время было часа на два с половиной больше. Внешний аккумулятор планировал первые 200 км использовать на гармине, а на последнем КП за 100 км до финиша перекинуть на телефон. Но с телефоном не получилось, трек на нем пропал. При подключении внешнего аккумулятора Garmin Edge Touring принципиально перестает управлять подсветкой. То есть либо горит постоянно (но можно уменьшить яркость), либо можно отключить совсем. Отключить совсем мне не понравилось, а с минимально приемлемой постоянной подсветкой гармин выкушал внешний аккумулятор за 8 часов полностью и телефону ничего не досталось 🙁 Как позже выяснилось, обновление прошивки и в этом не помогло, эту особенность управления подсветкой разработчики не трогали.
В общем месяц назад, перед бреветом, который собирался сдавать «по треку» пришла пора обновиться, чтобы было правильное астрономическое время (ошибочно считал, что это поможет). Перед стартом 10 минут боролся с глюком №1 по терминологии заметки «Велосипедный навигатор Garmin Edge Touring«. Выражалось это в том, что гармин вместо того чтобы подгрузить нужный участок OSM карты показывал на своем крошечном экранчике карту от Белого до Черного моря. Поэтому в конце концов увеличил масштаб, тыкая в знак «+» и поехал без навигации просто глядя на трек.
То есть, трек и карта была, не было только гарминовских подсказок. Этот глюк поборол, подробнее рассказано в упомянутой выше заметке. Но в следующих заездах проявился глюк №2, с которым мириться нельзя. Это когда на маршруте внезапно пропадает навигация. То есть показывается трек, карта, а подсказки куда поворачивать на перекрестках пропадают. Перечитал свежие отзывы на Виггле (интернет-магазин Wiggle.com). Кстати для этого нужно ввести страну доставки не Россия, поскольку Виггль перестал сюда поставлять гармины и на интернет-витрине для России они не присутствуют. Жалобы на потерю навигации есть и довольно много. Судя по отзывам началось это где-то в 2015 году, то есть намного раньше выпуска последней прошивки. Но в моем приборе с прошивкой 2.60 от 2013 года за прошедших два с половиной сезона ни разу не было проблем с навигацией!
Кратко остановлюсь на том, как проявляется глюк №2. В какой-то момент появляется «фантомный перекресток», якобы находящийся в нескольких тысячах километров (может быть и меньше, но явно далеко за границами маршрута). Иногда замечал, что этот перекресток появляется после прошедшей рекомендации «ехать прямо» на малозаметном перекрестке, которого не было в первоначальной раскладке (если запустить эмуляцию прохождения и посмотреть список перекрестков). То есть при прохождении этого «прямого» перекрестка ноль метров заменяется на несколько тысяч километров. Далее этот перекресток «залипает» на экране, пока по нему не тапнешь. После этого 50 на 50, навигация может прекратиться, а может и нет. В зависимости от выбранной карты, или трека (то есть пробовал на тестовом маршруте подключать разные карты и разные треки, как сделанные в GPSies, так и реальное прохождение). Глюк №2 появляется не всегда. На некоторых довольно заковыристых маршрутах с повторяющимися петлями его не было, при этом навигация на прошивке 4.10 была заметно лучше, чем на 2.60, которая петель не любит и норовит побыстрее отправить к финишу. Но, можно сказать повезло, на кольцевом маршруте 104км с картами OSM, глюк №2 проявлялся строго в одном и том же месте, поэтому оказалось возможным отловить его и понять, что дело не в настройках, и не в треке, и не в версии карты, а именно в прошивке.
Наконец об откате прошивки. Я не знаю, на какой версии прошивки появился этот глюк. И исследовать это не хочется. Все-таки для каждой проверки нужно намотать 104 км 🙂 Поэтому вернулся именно на проверенную прошивку 2.60. Хотя можно вернуться на любую.
Через Garmin Express вернуть прошивку невозможно.
Когда делал поиск в интернете по возврату прошивки, то в первую очередь попал на форумы с обсуждением программы Garmin Firmware Patcher, которая переписывают любую старую прошивку так, что Gamin Express считает ее новой и поэтому не обновляет. Решил туда не лезть, да и вообще при более глубоком рассмотрении это сделано для того, чтобы Garmin Edge мог работать с неким дополнительным растровым форматом карт.
Тем не менее откат прошивки есть и, насколько понимаю, безопасный для «здоровья» прибора. Для этого нужно скачать прошивку с этого сайта. На сайте собраны разные прошивки разных приборов Garmin Edge. Нужно выбрать файл EdgeTouring_260.gcd (размером 9.3 Мб), кликнуть и файл скачается его на компьютер. Затем файл нужно переименовать как GUPDATE.GCD, подключить гармин к компьютеру и переписать файл в папку «garmin» прибора (не флэш-памяти, вставленной в гармин!). Затем гармин нужно отсоединить от компьютера и включить (перезапустить). В процессе загрузки прибор предупредит (на английском языке), что версия прошивки более старая, чем та, которая в приборе, спросит переписывать или нет и, получив утвердительный ответ, заменит прошивку. Настройки при этом станут как «из коробки», то есть нужно будет заново выбрать язык и параметры профиля и пройтись по меню с настройками.
На всякий случай поместил файл прошивки Garmin Endge Touring ver 2.60 и краткие инструкции прямо на сайт в виде zip файла EdgeTouring_260.zip (4.1 Мб). При нажатии на эту ссылку произойдет скачивание файла на ваш компьютер. Далее файл нужно разархивировать.
Файл GUPFATE.gsd это готовый файл для копирования в гармин, как было указано выше. Переименовывать не нужно.
Катаюсь теперь со «старой» прошивкой (ver 2.60) и нравится она все больше и больше. Улучшения, которые отмечал в прошивке 4.10 более не кажутся безусловными, а даже наоборот спорными. Например, правильнее все-таки показывать маневр на перекрестке непосредственно перед перекрестком, как в 2.60, а не за несколько километров, как это часто бывает в 4.10.
Но главное, Garmin Edge Touring теперь работает как часы. Так было и раньше, до обновления, но не замечалось как это хорошо 🙂
Вадим Никитин