6 сентября 2014. Бревет 201 км «Клинский» от Каравана

Запомнился горками Клино-Дмитровской гряды, которые, в общем-то, легко дались.

Подготовка

Маршрут2014_Klin_track2014_Klin_atti

Особенность этого трека — горки. Суммарный набор высоты 1 922 м, надо сказать, не редкость для маршрута 200 км в МО (типичный набор примерно 1 500 м), но здесь горки выражены ярко. От Яхромы до Клина дорога идет прямо по Клино-Дмитровской гряде. На графике высот хорошо видны два набора высоты в гору —  в Яхроме с отметки 56.5 км набор высоты 85 метров на длине 1.4 км и на «верхнем зубце» перед Клином — с отметки 106.2 км набор высоты 109 метров на длине 5.8 км (что существенно положе, чем Яхромская горка, но тоже — вверх и вверх). В остальном — тоже горки. Понятно, что на федеральных трассах: Дмитровское шоссе (17 — 56 км) и на М10 (122 — 137 и последние 10 км) горки спрофилированы, поэтому не так заметны. Но остальные 119 км будут по холмам с перепадами 25 — 50 метров с плохим покрытием.

Поэтому на хорошее время не рассчитывал, но желательно было бы выйти их 8-и часов. Но главное — получать удовольствие, поэтому как получится. Оба КП обещали «живые», поэтому ничего покупать в магазинах не нужно. Решил попробовать не останавливаться, кроме как на отметки на КП. С собой взял как обычно 3-и фляги (по 0.75 л) воды. Погоду обещали прохладную (но без дождя), поэтому рассчитывал, что воды хватит на 200 км. Из еды — пачку мармелада, несколько овсяных печений и соленые крекеры. Мармелад и овсяное печенье положил в боковые сумки у руля, соорудив контейнеры для быстрого доступа на ходу, крекеры — в пластиковый контейнер в центральную около-рулевую сумку, рассчитывая на ходу переложить в освободившуюся боковую сумку. В общем — подготовился клевать на ходу, не сбавляя скорости, если вдруг опять буду ехать в группе.

Погода по прогнозу была — 12 град с утра и до 20 днем. На деле оказалось на пару градусов теплее. Сверху обычного летнего комплекта (на 18 + град) одел длинные штаны и зеленую кофту (это работает в диапазоне 14 — 20 град) и сверху еще купленную в Финляндии ветровку (работает в диапазоне 11 — 15 град, проверено в Финляндии же). И на руки — перчатки с закрытыми пальцами.

Состав участников

На бревет записалось 35 человек. Еще три стартовали из Твери, с тем финишем в Зеленограде.

Отметил знакомых по прошлым бреветам этого года. Боев и Киргинцев (Барх) — мы вместе ехали вторые 2/3 Тверского-300 две недели назад, Ляпустин — вторая половина Можайского бревета и первая треть Тверского. Шальнев Андрей —  с Можайского бревета, с которым ехали параллельно первые 115 км Можайского бревета. Точнее он какое-то время ехал сзади меня, потом легко уходил вперед и скрывался за поворотом. А потом вдруг опять вырисовывался сзади.

Бревет

На старт приехал за 1:15 до времени старта (8:00), потому что точно рассчитать время движения на машине до Химок невозможно. Интернет показывал днем и ночью время в пути 1:15. На деле (все-таки суббота и утро) оказалось минут 40. Было холодно (около дома — 14, в Химках — 12) и хотелось спать. Посидел в машине подремал до 7:30. Потом приехал Костя-организатор, я вылез и сделал несколько фоток.

2014_Klin_Start1

2014_Klin_Start2

2014_Klin_Start3

2014_Klin_Start4

2014_Klin_Start5

Поговорили с Михаилом Ляпустиным. Он рассказал, что с ним было после того, как он отвалился от нас на Тверском-300. Отвалился он после второго КП, т.е. примерно через 140 км после начала. Поехал один, около Талдома задержался на 40 мин из-за ДТП. Перед ним ехал участник, которого плавно обгоняла легковая машина с большим прицепом (с лодкой, кажется). Этот участник, проезжая ответвление с дороги, зачем-то обернулся и стал смотреть на Михаила. А машина стала плавно сворачивать. А участник так и ехал вперед не обращая внимания на сворачивающую машину, пока она его не задела прицепом. С точки зрения Михаила, на самом деле виноват сам участник, поскольку он чуть ли не въехал в этот прицеп сам. Далее — описано в заметках по бревету Тверской-300. В машине оказался пьяный водитель, поэтому все было не в пользу машины. Потом Михаил пристал к медленной группе и вместе с ними приехал к закрывшейся в Кимрах столовой. Но на втором этаже работал бар и там они поели. А потом стало темнеть и он уехал вперед, не смог так медленно ехать. Совсем стемнело, когда осталось 15 км (для справки — это примерно 21:20). Фары у Михаила не было, поскольку «уходить в ночь» он не собирался. Поехал потихоньку и тут его едва не сбили. Навстречу ехала фура, и вдруг из-за нее выскочили на обгон «две пули». Михаил увернулся в грунтовую обочину и завалился в песок. Сидит, вспоминает Влада Корнеева (сбит насмерть на бревете 600 под Тверью около 10-и вечера, в котором Михаил тоже участвовал). Дальше ехать не хочет. Вдруг показались две яркие велосипедные фары. Это — тверские Таня с Геной. Они поговорили с ним, потом сделали как бы машину: велосипеды с фарами поехали в ряд, а Михаил между ними.

Потом подошел Сергей Киргинцев (Барх), он после этого бревета садится на ночной поезд и едет на прекрасный бревет «Павловский» в Питер. Вот трек:

2014_Klin_track_Pit

Еще немного фоток, сделанных с фотика Михаила.

2014_Klin_Start6
Это — Михаил снимал как я снимаю
2014_Klin_Start7
Это — я снял Михаила на его фотик
2014_Klin_Start_All
Перед стартом (7:59)

Когда дали старт мы с Сергеем продолжали общаться, выпустили всех желающих гонцов вперед (Сергей сказал: «Не хватало еще завала устраивать на старте») и поехали не торопясь. Я решил не гнать со старта и не гоняться. В первых — было много «велодонов», многие не записывались в протокол. Отметил супер-бомбу Алексея Казакова, который такие бреветы ездит обычно часов за 6. Во-вторых холодно, нужно разогреться, да и катался мало. Тверской-300 был две недели назад. И за это время мы с Солнцей катались всего два раза в Финляндии на 103 и 53 км. Причем было холодно. А в Москве — еще и дожди все это время.

В общем, главное не гоняться, особенно на старте. Тем не менее, потихоньку с Бархом стали добирать стартовавших раньше, но ехавших медленнее. Отметил Андрея («синий МЧ», который на этот раз был в сером), которого мы очень легко обошли. Минут через 10 Барх «втопил». Сразу вспомнил его рассказ про старт бревета-1400 в Венгрии. Цитирую:

Думаю, надо понемногу подобрать народ, чтобы не мешались на холмах. Гонщики-то всяко-разно уже наверняка улетели вперед, а мне увлекаться гонками не с руки, дорога дальняя. Одна группа, другая, одиночки с динамо-втулками.

За поворотом вижу перед собой …

Да.. «горбатого могила исправит» — впереди моцык сопровождения. Незаметно я опять оказался в голове.

Сделал предварительный вывод, что Барх явно оправился от бронхита и больше я его на трассе не увижу, покатит со своими велодонами. Сзади — Андрей Шальнев и Михаил. Каждый из них скоро нарисуется. Для прогрева кручу высокий каденс (90 +) и сильно этим увлекаюсь. Организм привыкает и кажется, что так и надо. Но так не надо! Начинаю сбавлять каденс, а он не сбавляется. То есть, ноги не хотят выдавать больше усилий при снижении каденса. Но постепенно каденс снизился, разогрев закончился, показалась Дмитровка. Отметил, что в целом сегодня «не катится». Вот график каденса-скорости из велокомпа:

2014_Klin_cad

На Дмитровке (через 17 км) каденс «нормализовался» (75+), скорость вышла на комфортную крейсерскую около 30 км/ч, дорога хорошая, правда частые пробки. Постепенно сзади нарисовалась тень, которая минут через 15 вырисовалась в Андрея Шальнева, который неспешно укатил вперед. Потом сзади нарисовалась еще тень. На этот раз, думаю, это — точно Михаил, уже пора. Но не Михаил, а его спутник по Малинскому бревету — Сергей Агачев, друг Лося-на-МТБ (Скуратович), который ехал тогда со мной. Этот — тоже на МТБ. Иногда он даже выходил вперед, но ненадолго. С ним был еще Егор Гаврилов, улыбчивый шоссер на синем ретро-шоссейнике. Андрей Шальнев тоже периодически оказывался сзади, а потом уходил вперед. Прямо как на Можайском бревете. Добрали Вячеслава Мухина, в фирменной «каравановской» форме. Он тоже то уходил вперед, то оказывался сзади. Группу не образовывали, на колесе никто не висел (может у меня и висел кто, но не видел). На классной горке к Икше я за счет тяжести выехал вперед не крутя педали. Но в конце меня нагнал Мухин. Он — тяжелее, видимо килограммов на 15. Но на следующем подъеме безнадежно отстал. На светофоре у развилки в Сорочаны часть группы ушла вперед. Остальная часть до Яхромы развеялась. К повороту на Яхрому приехал один. Поворот из левого ряда на стрелку. Так показывал гармин. И это — на Дмитровском шоссе с плотным движением! Оказаться в левом ряду на велосипеде — невозможно. Решил, что гармин глючит и должна быть какая-то развязка или переход. Чуть проехал вперед. Гармин стал ругаться и показывать на карте, что никакой развязки нет. Вернулся обратно, стал искать переход (нету), стал пережидать поток. Светофор горит на постоянный зеленый, никаких стрелок. В общем, соблюдая необходимую технику безопасности, переправился через Дмитровское шоссе и покатил в Яхрому. Очень был благодарен Гармину. Без него не догадался бы сюда свернуть. Потом перечитал легенду. В легенде так и написано:

2014_Klin_Yakh

В общем, потерял довольно много времени, но мог бы потерять гораздо больше, если бы не гармин. Как остальные ориентировались — не знаю, но когда подъехал к КП там было полно велосипедистов, вся наша группа, Михаил Ляпустин, несколько велодонов, «караванец» Вячеслав Мухин. Человек 15. Некоторые уже выходили из магазина. Андрей Шальнев ел банан. А Кости не было. Вячеслав сказал, что мы просто приехали очень рано, КП не «открылось» еще, должно открыться в 9:59. На моих часах было 9:51. На самом деле Вяеслав был не прав (см. выдержку из легенды, открытие КП 9:39). Мимо проехало несколько велосипедистов, которые даже не притормаживая сразу поехали дальше. Наверное вне зачета. Дальше — это по улочке курортно-морского типа прямо в гору. Стало жарко. Снял ветровку, положил ее в подседельную сумку. Написал Косте СМС-ку и поехал.

Хронометраж (по GPX файлу из Гармина при помощи сервиса: http://www.javawa.nl/analyser_en.html). Официальный старт — 8:00. Далее орг-пауза и ожидание когда часть уедет вперед, наш с Сергеем Киргинцевым старт — 8:02. Прибытие на КП1 — 9:51. Время в пути: 1:49. 56 км пройдено со средней скоростью 30.8 км/ч. Бреветная скорость (от времени официального старта) — 30.3 км/ч. Время на КП — 5 мин.

С КП уехал один. Сразу порадовался, что спереди три звезды, подключил самую малую и поехал полностью психологически подготовленный в самую крутую горку на маршруте. Действительно впечатляет. Идет и идет вверх, извиваясь на поворотах. На горке стоят дома, сначала проезжаешь мимо дома, а после поворота — мимо крыши этого же дома. В целом эти 85 метров набора высоты оказались совсем не страшными. Дорога выровнялась и пошла по плоскогорью. Сама дорога, ес-во испортилась, что тоже ожидаемо. Через некоторое время меня добрали Андрей Шальнев и Сергей Агачев на МТБ. Сел к ним на хвост. Правда на горках это смысла не имеет: в горку все едут не настолько быстро, чтобы прятаться от ветра, а с горки все-таки скорости у нас сильно разные. Но тут подул встречный ветер, и группа стала приобретать смысл. Предложил Шальневу поработать парами по две минуты. Так и поехали. Плавно добрали еще одного шоссера. Ветер стал стихать, Шальнев прибавил. Назад не смотрел, но и так было понятно, что Агачев и «Новый шоссер» отвалятся. Так мы с Шальневым и уехали. Но ехать с ним было не комфортно. Он вдруг стал заметно прибавлять, поэтому отдых за ним стал каким-то не полноценным. Поэтому отпустил его вперед, когда он обернулся, чтобы я вышел на смену, сделал ему знак (махнул рукой вперед) и более до следующего КП его не видел. Когда смотрел на трек, то считал, что перегон КП1 — КП2 — самый тяжелый. 75 км и сплошные горки. Отметил, что нужно пройти пик на 106-м км, и далее до Клина пойдет тренд «с горки». Так все и было. Ехал совсем один, было хорошо. Заметил, что на горках каденс падает до 65 и даже до 60. Причем это — естественно. С горки каденс большой не нужен, поскольку нужно только подкручивать. Особенно на такой плохой (стандартной подмосковной) дороге, а в горку — тоже частить ни к чему. Тем более, что стал перегреваться. Причем иногда. А иногда — мерзнуть. Тоже наверное из-за горок, существенные перепады температур и изменение силы и температуры ветра. На пике перевел гармин в показание высоты и смотрел как красная точка заползает на крутой пик. На удивление этот набор высоты (от 106-го км)  дался не сложно, он оказался довольно сильно распределен. И высшая точка маршрута — не ярко выражена. Когда выкатил на М10 к Клину, то ожидал увидеть велодонов, едущих навстречу с КП, решил им махать рукой и всячески приветствовать. Но никого не было. На КП2 у клинского Макдональдса сидел Костя со вторым организатором (Дмитрий Гаврилов) и Андрей Шальнев, который ел бигмак. Мне быстро сделали отметку. На столе стояла банка с водой, для нас. Наполнил одну флягу. На эти 130 км ушло две фляги, и т.к. стало как бы жарко, решил, что надежнее, чтобы на оставшиеся 70 км было тоже две фляги. И не ошибся.

Хронометраж. Прибытие на КП2 — 13:04. Время в пути: 3:08. 75 км пройдено со средней скоростью 23.9 км/ч. Бреветная скорость (от времени официального старта) — 25.9 км/ч. Время на КП — 3 мин.

Судья на КП2 (Дмитрий Гаврилов) делал фотки, по EXIF которых можно определить время. Таким образом, спустя два дня узнал, что на КП2 я приехал четвертым, а Михаил заплутал и приехал в Клин по короткой дороге (с восточной стороны — действительно на развилке был указатель «Клин», но гармин показал прямо в противоположную сторону, чтобы сделать запланированный крюк на юг).

2014_Klin_KP2_12014_Klin_KP2_2

На пути из Клина по М10 вдруг увидел несколько групп, по 5-6 человек, едущих к КП2. Они меня радостно приветствовали, а я их. И мы так здорово мчались по хорошо спрофилированной гладкой М10. В одной из групп кажется заметил Сергея Киргинцева. Но решил, что этого просто не может быть. Должно быть это кто-то похожий на Сергея, но не Сергей. Тем не менее стало приятно. Подумал, почему так. И сам же себе ответил: потому что бревет — это все-таки соревнование.

2014_Klin_KP2_32014_Klin_KP2_42014_Klin_KP2_52014_Klin_KP2_6

Свернул с М10, на второстепенную дорогу и сразу пошли горки. Не такие крутые, не такие большие. Даже первую звезду не пришлось втыкать. Но горки — сплошные. Километров через 10 нарисовался Андрей Шальнев. И опять километров 5 ехали с ним вместе, но уже не менялись. То он ехал сзади, то на горках уходил вперед, то на спусках его обгонял. В конце концов он по своему обыкновению прибавил и более до финиша его не видел. Ехалось хорошо физически, и психологически тоже хорошо. Самая сложная часть маршрута далеко позади, а впереди лакомый кусок — последние 10 км по М10. Только километры чего-то бегут очень медленно. Стал думать почему. И пришел к выводу, что не медленно они бегут, а просто смотрю часто на километраж. На километраже было 147 км. Много это или мало? Осталось 53 км. Время — 13:44. Если ехать со средней скоростью 26.5 км/ч, то это как раз на два часа. Много это по сравнению с пройденным временем 5 часов и 44 минуты? Да вполне сопоставимо. Поэтому километры и бегут медленно. Надо смотреть на время. Разделил два часа на 4-е раза по полчаса и стал следить за этим. Стало гораздо легче. Вот только когда прошел час, то прикинул, что финишировать в 15:44 будет тяжеловато. Но реально. На выезде на М10 даже образовался запас в пару минут, но он иссяк на долгом светофоре. Этот светофор доставал, когда мы на машине ехали из Питера. Не только тем, что он очень долгий (у бетонки), но и тем, что находится у как нельзя более подходящей к случаю деревни «Дурыкино». После Дурыкино припустил еще больше. На спидометре скорость под 40 (не иначе как с горки все время). Осталось 2 км, по времени вписываюсь. Знак — «Макдональдс — 2.5 км». Откуда еще полкилометра? Еще нажать. В 15:44 приехал к Макдональдсу. И чтобы не было недоразумений, попросил Костю поставить именно это время, что Костя тут же и сделал. Около Кости сидел Алексей Казаков, ел бигмак, и кажется еще один бигмак наготове. Андрей Шальнев тоже ест. И довольно много велодонов, велосипедов 5. Пошел, постоял в очереди, взял кока-колу, 6 нагетсов, фри и чай. Сел есть и тут действительно приехал Сергей Киргинцев с «молодым спутником» (Фанис Каримов). Но с молодым спутником он более общаться не стал, а подсел ко мне и мы стали беседовать. Барх сказал, что они с молодым спутником зависли в какой-то столовой. Продолжая беседовать о том о сем, поели и поехали на станцию. Там побегали с платформы на платформу (почти как в Твери, но на этот раз успели в электричку). И беседовали до Химок.

Хронометраж. Прибытие на Финиш — 15:44. Время в пути: 2:37. 70 км пройдено со средней скоростью 26.8 км/ч. Бреветная скорость (от времени официального старта) — 25.9 км/ч.

Результаты

По велокомпу время в пути: 7:28:55. Время, затраченное на «контролируемые остановки»: 2 мин перед стартом, 5 мин на КП1, 3 мин на КП2, всего — 10 минут. Таким образом, на остановки, связанные с дорожным движением ушло: 7:44 — 0:10 — 7:29 = 5 минут. Средний каденс: 73

2014_Klin_Results

Передо мной три человека, плюс два, стартовавших из Твери. Действительно, получается, что на площадке у МакДональдса стояло 5 велосипедов.

Желтым отметил участников, которые были на КП1 в одно время со мной. Не все из них торопились ехать дальше, многие отметку сделали по чеку из магазина, поэтому время может быть 10:00, но я их видел. Розово-Коричневым отметил велодонов, которых я на КП1 точно не видел. Видимо Барх пытался ехать в этой группе, по крайней мере какое-то время, а потом от нее остался только Каримов, с которым Сергей и ехал дальше. Нужно сказать про велодона  Влада Диброва. У Икшы они на остановке меняли камеры с другим велодоном, которого идентифицировать не могу. Несмотря на это, на КП1 они приехали, когда я собирался уезжать. Не знаю, сколько они там пробыли, но в Клин Влад приехал всего через минуту, после того как я уехал и пробыл на КП всего 5 минут. Далее он плутал: «Прощелкал поворот на Обухово, намотал лишние 17 км», иначе возможно обошел бы меня «как стоячего». Барх со спутником последний отрезок тоже прошли на 6 минут быстрее меня, это — существенно быстрее. Андрей Шальнев опередил меня на 3 минуты, и я видел как это происходило (повторюсь) — ушел за поворот и более я его до финиша не видел.

В общем, результат, надо признать хороший, но достигнут тем, что шел без остановок. Любой из участников, отмеченных желтым (и тем более другим цветом) может легко оказаться впереди в следующий раз 🙂