5 сентября 2015. Бревет 201 км «Осенний-1» от Каравана

Запомнился долгими дождями, которых не должно было быть

Подготовка

МаршрутTrack

Второе название этого бревета: «К обрыву любви». Этот обрыв берега Москвы-реки находится за селом Троицким на 135-м км маршрута. Сам обрыв назван судя по всему велосипедистами лет 10-15 назад, поскольку на многих покатушечных маршрутах в этом месте устраивается основной привал, он же цель маршрута. История названия — переложение музыкальной композиции «Уно моменто» из к/ф «Формула любви», за достоверность не ручаюсь 🙂

Со 125-го км и до финиша маршрут идет вдоль Москвы-реки, для наглядности увеличил Москву-реку на карте. От Звенигорода до Москвы эта местность имеет второе название «Подмосковная Швейцария», которое, возможно тоже дано велосипедистами 1950-х годов. Дороги представляют собой непрерывные горки и повороты. И сейчас, насколько слышал, многие велосипедисты далекие от всяких бреветных тем садятся на электричку, доезжают до Звенигорода и обратно едут на велосипедах.

2015_Autumn1_atti

По профилю высоты можно отметить довольно большой суммарный набор, под 1900 м и довольно большой перепад высот — 114 м. Обычные московские холмы составляют по высоте примерно 50 метров (если хоть чуть-чуть больше, то устраивают горнолыжный центр, а их тут нет, за исключением пары «закрытых», но и не высоких). На графике можно увидеть как бы две полки, расположенные на разных высотах. Сначала, через первые 5 км забираешься на «верхнюю» полку, а на 125-м км оказываешься внизу, это как раз совпадает с маршрутом вдоль Москвы-реки.

Первые 50 км маршрут идет по хорошо спрофилированному Волоколамскому шоссе, поэтому на график высоты можно особенно не смотреть. Это шоссе довольно обжитое, много светофоров и большой трафик.Start_Finish Кроме этого маршрут проходит через два крупных города. Это Красногорск в самом начале (и в конце) и Истра. С точки зрения туризма это интересно, с точки зрения «вкручивания» совсем наоборот.Istra В принципе так и должно быть, хорошо рассекать на шоссейнике обычно можно только после «бетонного кольца» (А-107), но здесь сразу после бетонки Истра, поэтому спокойная обстановка и отсутствие светофоров начинается позже, примерно с 45-го км маршрута. Из «вкусных» дорог есть еще небольшой участок Можайского шоссе 110-120-й км, но с трендом «вверх». Неприятный участок 155-161-й км проходит по А-107, бетонка для велосипеда плохо подходит, большой трафик, много трейлеров. В целом, обычный состав дорог для хорошего бревета 🙂

Тренировочные заезды

За август сделал два заезда «соло» без остановок на 149 км. Первый заезд показал среднюю скорость 29.2 км/ч, что с запасом хватило бы, чтобы выйти бревет 200 км из 7-и часов (соотв. ср. скорость должна быть 28.6 км/ч). Второй заезд был с новой большой звездой системы (53Т против 50Т) и с несколько изменившейся техникой кручения педалей. Был довольно сильный ветер, но средняя скорость получилась заметно выше —  30.1 км/ч.

БОльшая звезда дала заметно более плавное кручение (подробнее написал об этом в заметке «Большие звезды…«), а так же дала возможность эффективнее ехать «под горку». Со звездой 50Т было бесполезно подкручивать на скорости выше 37 км/ч. Приходилось «бросать педали». Затем, когда «под горку» сменялось «в горку», смотрел на спидометр и когда скорость падала до 37 км/ч начинал подкручивать. Со звездой 53Т эта «контрольная скорость» стала 45 км/ч, поэтому многие горки стали проходиться без «бросания педалей». А это дало бОльшую инерционность при «залетании» в горку. То есть, заезжать стало легче, быстрее и чуть по-другому.

Технику кручения сделал с более экономичными движениями с ощущением «на коротких ногах» (чуть коснулся этого в заметке «Оптимальный каденс…«). Старался все время, точнее «в каждый момент времени» чувствовать обе ноги при вращении педалей. Это субъективное чувство, поэтому другой человек может ощущать совершенно не так. В лесу на МТБ «короткие ноги» дали замечательное ощущение того, что на подъемах в «демократичной части» (трассу ХСМ описал в отдельной заметке), такое педалирование даже более эффективно, чем педалирование стоя. Несколько раз увидел время круга 30 мин, это еще на 3 мин меньше чем то, которому был очень рад перед Можайским бреветом.

Состав участников

Бревет совпал с «разделкой» «Оранжевый Лось», поэтому все велодоны нацелились не на бревет, а на соревнования. Из списка отметил Владимира Афанасьева, который лихо обгонял меня несколько раз на «Живописном» бревете и Вячеслава Мухина, который мощно уходил от меня в гору на бревете «Осенний-2, 2014«.

Погода

Со 2-го сентября установились дожди, но это не особо напрягало, поскольку 5-е сентября, а точнее первая суббота сентября это «День Города». Один из 4-х дней в году, когда с 9:00 осадков гарантированно не бывает, потому что если есть тучи, их разгоняют. К тому же прогноз погоды в целом был хороший, с низкой облачностью, но с очень низкой вероятностью дождя. В точном соответствии с прогнозом накануне, 4-го сентября во второй половине дня облачность поднялась, временами стало проглядывать солнце. Температура 15-16 С, довольно тепло. Старт в 8:00. Поэтому на всякий случай взял защиту от дождя с 8 до 9-и утра, и подседельную сумку, чтобы когда выглянет гарантированное солнце сложить туда бахилы и тонкую ветровку.

Индивидуальные цели

Как и в прошлый раз, хотелось бы выехать из 7-и часов и пройти без остановок. С учетом прогноза погоды и состава участников это нужно было сделать одетым в парусящую одежду в режиме «соло» и некоторую часть маршрута возможно под дождем. К тому же сам маршрут в отличие от Можайского бревета проложен по более медленным дорогам и с бОльшим количеством горок. Но предварительные заезды показывали, что из 7-и часов выйти вполне возможно, для этого нужно поддерживать среднюю скорость по велокомпу  29.2 км/ч (201 км, с учетом остановок 6 минут).

Бревет

Будильник зазвонил в 5:40. Солнца еще не ложилась и сразу сообщила: «идет дождь». В 6:20 выехал, около 7-и был на парковке МакДональдса у Снежкома. Запарковался со второго круга, мест не было не только на парковке, но и далеко вокруг. Спальный район, суббота, не дачная погода. Оделся по погоде, температура пока 13 С. Летняя форма + декатлоновские чулки («ногова») + зеленая саломоновская кофта, перчатки с длинными пальцами. Плюс защита от дождя: бахилы и ветровка с капюшоном «на шлем». Дождь так и шел, но не большой и без ветра. Не торопясь покатил на место старта у платформы «Павшино» примерно в двух километрах. Там был Дмитрий Гаврилов, участник из Каравана, который делал фотки. Все фотки (кроме КП) сделаны им.

2015_Autumn1_Start1
Денис Лашев, Константин Архипцов, Вадим Никитин

2015_Autumn1_Start2

Старт дали в 8:20 по часам на станционной площади. На первом светофоре пришлось постоять, но потом выехали на Волоколамку, на ней светофоры с долгим зеленым цветом, поэтому почти не пришлось притормаживать. Дождь не прекращался, но и не был сильным. Спину и голову хорошо защищала ветровка. При движении она слегка надувается, поэтому капли ее не прошивают. Бахилы хорошо защищали от луж. Ноги оставались теплыми, потому что дождь не слишком интенсивный. Залепляло очки, но только внешний визор, диоптрическая оптика оставалась сухой, а внешний визор неплохо чистился движением пальцев в перчатке. Плоховато было видно гармин, его тоже приходилось сначала очистить от капель, когда нужно было посмотреть. Особенно не напрягался, потому что к 9-и дождь должен был кончиться. Примерно через полчаса ноги внутри бахил все-таки стали мокрыми, но остались теплыми, лучше чем в гидрике. Километров 20 ехал первым, потом обогнал Владимир Афанасьев (на групповой фото со старта справа от флага Караван) и Константин Константинов (на групповой фото слева от меня). Константина отметил на старте. Во первых, у него шоссейный вел Формат, отечественная разработка, пока большая редкость. Во вторых, точно так же зовут моего двоюродного брата 🙂 Впереди они были не долго, почему-то сбросили скорость. Примерно в 9 утра мы были у бетонки. Дождь вместо того, чтобы закончиться, припустил. Как выяснилось позже, Дмитрий Гаврилов к этому моменту окончательно промок и уехал потом по бетонке домой. Но зато сделал фотку.

Константин Архипцов у бетонки
Константин Архипцов у бетонки

Стало понятно, что с разгоном туч что-то не то. Да и с прогнозом погоды. Дождь так и не стал сильным настолько, чтобы маскировать ямы на дороге (это очень хорошо!). Иногда дождь становился меньше, иногда на некоторое время прекращался, но дороги оставались мокрыми. В Истре (35-й км) пришлось остановиться на светофоре. Когда трогался, меня снова обошел Владимир Афанасьев и Неизвестный Гонщик (на групповой фото со старта — третий слева). Затем Владимир ушел вперед метров на 50, а Неизвестный Гонщик назад. Конечно в такой дождь ни о каком сидении на колесе речи не шло. Отметил, что у вела Владимира очень красивое заднее колесо с белоснежной резиной. Но крыла нет и с колеса прямо вверх летит аккуратная струйка как из фонтанчика. Так и ехали. Сначала Владимир оторвался еще больше вперед, метров на 150. Потом дистанция сохранялась. Потом в горку стал его слегка добирать, что меня сильно удивило. Владимир явно легче, поэтому добирать его должен был бы наоборот с горки. Потом начал добирать и с горки. Перед поворотом с Волоколамки налево (50-й км) Владимир совсем сбавил, пришлось его обойти. Предложил ему колесо, т.к. у меня сзади крыло. Это было воспринято как веселая шутка. Дождь сильно поутих, стало светлее. После особенно шумной в дождь Волоколамки очень спокойно ехалось по второстепенной дороге. Подъехал в первому КП. Отправил СМС-ку. Довольно много времени ушло, чтобы стянуть мокрую перчатку. Отправлять СМС-ку с «беспалыми» перчатками гораздо проще. Затем сделал фото на телефон, увидел Неизвестного  Гонщика, который заходил в магазин.

2015_Autumn1_KP1

Потом снова засунул телефон в пакет, пакет в карман джерси, внутренний слой из трех, тоже довольно муторно, поскольку все мокроватое. Потом стал натягивать мокроватую перчатку. И тут услышал вежливый бархатный голос Вячеслава Мухина: «Проблемы?». Перекинулись парой слов и поехал. Несмотря на очень приличную среднюю скорость до КП-1 по велокомпу 31.4 км/ч нас там было как минимум четверо!

После КП-1 продолжились горки, потом ухудшилось покрытие, похоже, что  его будут менять и верхний слой уже слегка сняли. Стала поскрипывать трансмиссия, цепь и звезды на кассете. По всей видимости вместе с водой с дороги набрался песок. Потом стали плохо переключаться звезды сзади. Особенно вниз, когда нужно сбрасывать цепь. Щелкаешь переключателем, а ничего не происходит. Щелкаешь еще раз, перескакивает на две звезды. Но потом можно переключиться вверх. С передней большой звезды скидывать не собирался пока не встречу супер подъем, на который не смогу заехать на низком каденсе или стоя, как в торчок. Такой подъем в результате так и не встретился. Дождь несколько раз то усиливался, то почти переставал. Трафик почти нулевой, дорога в лесу, населенные пункты не встречаются. Перекусывать совсем не хотелось но все-таки, помня правило «есть пока не хочется есть, пить пока не хочется пить», когда перевалило за 80 км съел на ходу три овсяных печенья, не очень-то и размокших 🙂 Таких доз осталось еще три, поэтому решил перекусывать по счетчику через 30 км, т.е. 80, 110, 140 и 170. И ближе к 150 км добавлять мармелад.

Средняя скорость держалась выше расчетной, но после 80-го км повернул на дорогу Руза-Тучково и по ней как-то не покатилось. Все время ощущение было, что еду в гору и против небольшого ветра. По сторонам, учитывая низкую облачность, почти туман, действительно стало похоже на альпийскую долину. Много холмов и на холмах деревни в альпийском стиле. Такой сюр продолжался километров 15 (82-96-й км) до поворота на Тучково у Колюбакино. Сразу стала чувствоваться обжитая курортная зона у Москвы-реки, а потом начался город Тучково. После довольно сложного Т-образного перекрестка, неочевидно свернул с главной дороги (спасибо, гармин), сразу начался кусок дороги как после бомбежки.

Tuchkovo_badRoad

Поехал совсем потихоньку, объезжая каждую лужу-яму. То же самое делали автомобили. Понятие «встречная полоса» отсутствовало в принципе, ехали где могли. Но и скорости у нас совпадали. Железнодорожный переезд со шлагбаумом был наглухо закрыт. Протиснулся между машинами, потом проехал переезд, т.к. поезда не было, а потом попутных машин не стало, они остались на переезде. Встречных тоже почти не было, они стояли на переезд. В общем, ехать стало гораздо проще, но все равно печально. В общем-то участок плохой дороги оказался не слишком длинным. Закончился свежим асфальтом. Дорогу ремонтируют, идут к Тучково от Можайского шоссе. По хорошо знакомому Можайскому шоссе (112-120-й км) тоже не сильно ехалось, поскольку тренд в горку. Это и понятно, если на Можайском бревете на этом участке (навстречу) крейсерская скорость 35 км/ч, то обратно она больше 28 вряд ли будет. Так и было. Через 8 км свернул вбок на неочевидном перекрестке (спасибо, гармин 🙂 ), проехал промзону, видимо относящуюся к Кубинке и выехал на последний участок вдоль Москвы-реки (125-й км).

Вдоль Москвы-реки ехать было очень приятно. В этом месте это не курортная зона, все как-кто гармонично, не напоказ. Но места далеко не бедные 🙂 Чуть дул встречный ветер, поймал себя на мысли, что возможно скоро начну подмерзать. Крейсерская скорость упала ниже 30 км/ч, средняя ниже 29. То есть, в 7 часов можно вписаться только если дорога изменится, станет более скоростной. Но такого до Москвы более не ожидалось, так и должно было остаться, дорога с хорошим покрытием, но вдоль реки с большим количеством поворотов и горочек.

КП-2 (138-й км) был особенно красив. Его хорошо жалуют покатушечники. Он у них называется «У верблюда». Так и написано 🙂

2015_Autumn1_KP2

Опять повторилась процедура с снятием мокрой перчатки и т.д. Только на этот раз никто не догнал. Видимо, как обычно все зависли на КП-1.

Далее так и шли горочки с поворотами до А-107 (155-й км), выезд на А-107 через долгий светофор, с которым «не забалуешь», плотный трафик из фур. По А-107 нужно было проехать немного 6 км, но тоже с горками и поворотами, поэтому фуры не гоняют. Потом неочевидный съезд (спасибо, гармин) и странный участок прямой дороги километров 6, но тоже с горками. Далее вернулась обычная дорога «повороты-горки», только уже по очень обжитому и довольно богатому району. Запомнился въезд в пос. Николина Гора, примерно на 170-м км. Как увидел название, то подумал, что уж сейчас-то точно должна быть горка такая, что придется скидывать передачу со звезды 53Т. И действительно горка появилась сразу и крутая. Но все-таки короткая, поэтому так и не скинул. А потом был последний раз за этот бревет «спасибо, гармин». Дорога шла по дачному (крутейшему) поселку, довольно узкая. И с нее нужно было сворачивать в еще более узкий переулок между глухих дачных заборов.

Оставалось 30 км. Попробовал поднажать, хотя из 7-и часов уже выйти не реально. Ноги крутить могли, хотя и без стартовой свежести. Но, видимо скорость все-таки определялась дорогой, ничего не изменилось. Дорога, кстати, очень красивая. Прекрасный черный асфальт со структурой как из кофейных зернышек и повороты-горки среди сплошных дачных поселков и сосновых перелесков. Решил засечь, сколько километров проеду за 7 часов. Оказалось 190.5, не доехал до расчетного плана 10.5 км.

Запомнилась дорога у Архангельского. Заранее при просмотре маршрута обратил внимание, что дорога проходит впритык к современной зоне усадьбы Архангельское. Поэтому очень внимательно смотрел налево от дороги. И действительно увидел пару старинных домов, причем в хорошем состоянии, пруды и луга явно искусственно скорректированные.

Приехал к МакДональдсу у «Снежка». Сразу никого не заметил, встал перед входом, стал отправлять СМС-ку, увидел Дениса внутри. Пошел общаться. Время бревета получилось 7:24. 2015_Autumn1_Fin_Nik1Через некоторое время пришел Дмитрий Гаврилов, из дома, переодевшийся в сухое. Стали общаться вместе, он сделал фото. Хотел дождаться следующих, но минут через 20 понял, что совсем мокрый, по мере остывания организма сидеть становится все менее комфортно. Но так интересно говорили, что уходить не хотелось. Несколько раз прощались и опять зацеплялись за технические темы. На улице Дима еще раз меня сфотал.2015_Autumn1_Fin_Nik2

2015_Autumn1_Fin_Afan
Владимир Афанасьев на финише

Когда выезжал со стоянки, увидел Владмира Афанасьева. Перекинулись парой слов, сошлись на том, что два года назад на Осеннем-2 было гораздо хуже. Привожу еще фотку Вячеслава Мухина, правда    его не дождался.

Вячеслав Мухин на финише
Вячеслав Мухин на финише

Результаты

Из анализа GPX файла (гармин) при помощи ресурса http://www.javawa.nl/analyser_en.html

Дистанция: 200.73, старт бревета: 8:20:23, общее время 7:24:23, средняя скорость в движении 27.6 км/ч. Остановки: КП-1 3:24 мин, КП-2 2:55 мин, на дорожную ситуацию 2:42 мин.

Распределение средней скорости по 10-км отрезкам и с накоплением от старта:

2015_Autumn1_Av_speed

Видно, что до первого КП по Волоколамке средняя скорость была вполне приличная, потом остановка на КП1, которая вошла в отрезок «70», ее заметно понизила, но потом скорость так и стала падать причем скачками, в зависимости от горок и качества покрытия.  Кусок совсем плохой дороги в Тучково, который попал в отрезок «110 км» сбил среднюю скорость до минимума, почти до 22 км/ч. Потом тоже было несколько провалов в районе А-107 и Звенигорода, средняя скорость стала постоянной от Николиной Горы, но осталась довольно низкой для того, чтобы выйти из 7-и часов. Вот график расчетного бреветного времени (200 км, а не 201) по отрезкам из 10 км:

2015_Autumn_Brevet_time

Первые 100 км укладывался в 7 часов, потом плохая дорога выбила. Но на самом деле проблемы начались после 60-и км 🙂

Данные с велокомпа: DST 201.5 RT 7:14:53 AVG 27.8 MAX 52.4 CAD 60/88 (avg/max)

Данные с гармина: DST 201 RT 7:16:52 AVG 27.64 MAX 52.87

Данные со Спортстреккера: DST 204.7 RT 7:18:17 AVG 28.0 MAX 58.8

Учитывая пасмурную погоду (что плохо для GPS), думаю доверять нужно больше данным с велокомпа.

2015_Autumn1_Results
Бревет «К обрыву любви», 05.09.2015, финишный протокол

Отметил участников, с которыми мы были одновременно на КП-1. Денис Лашев в этом заезде не участвовал, внесен его судейский предпроезд.